Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические системы диктаторского типа






Суть политической системы диктаторского типа выража­ется уже самим термином «диктатура» (от лат. dictatura — неограниченная власть). Диктаторские системы при всех их


отличиях друг от друга едины в неприятии демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма (от лат. pluralis — множественный). Для них характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических сис­тем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Авторитарные политические системы представляют со­бой один из наиболее распространенных в истории типов по­литических систем. Авторитаризму присущи доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями.

На сегодняшний день существует множество всевозмож­ных классификаций авторитарных режимов. В основном по­добные режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также в тех евро­пейских странах (Испания, Португалия, Греция до антидик­таторских революций середины 1970-х гг.), которые суще­ственно отставали от главных индустриальных держав по уровню развития. Ряд авторов в этой связи полагает возможным даже именовать авторитарные режимы «дикта­турами развития», которые активизируют и мобилизуют потенциал перемен в обществе. Однако на самом деле авто­ритарные системы неоднородны по своим сущностным ха­рактеристикам. Принято разделять авторитарные системы по меньшей мере на два основных типа — традиционные ав­торитарные системы личной власти или олигархического плана и так называемый новый авторитаризм, нередко дей­ствительно активно эксплуатирующий лозунг социальных и политических перемен.

В первом случае власть сосредоточена в руках абсолют­ного монарха либо нескольких богатейших семейств или ро­довых кланов, которые одновременно контролируют эконо­мическую и политическую жизнь страны. Что касается так называемого нового авторитаризма, то он вырастает на ос­нове выдвижения на политическую арену новых социаль­ных слоев, которые опираются на поддержку военных или сами являются выходцами из военной среды. Уместно вспомнить здесь авторитарные системы, сложившиеся во второй половине XX в. в ряде арабских стран и на Дальнем Востоке — в Сирии, Алжире, Египте, Южной Корее.

Политологи выдвигают и другие типологии авторитар­ных систем. При всех различиях и необычайном разнообра­зии авторитарных систем можно выделить некие общие для всех них черты.

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.).


2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо­
кратических механизмов контроля за ее осуществлением.
При этом власть отнюдь не произвольна и может править,
опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини­
маются по усмотрению правящей элиты.

3. Стремление использовать силу для разрешения кон­
фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают
автоматически и во всех случаях. Правящая группа или ав­
торитарный политический лидер могут и не прибегать к на­
силию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть
популярны среди широких слоев населения. Однако при ав­
торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю­
бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе
как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен­
тами.

4. Недопущение реальной политической оппозиции и по­
литической конкуренции.

5. Относительная закрытость правящей элиты, рекрути­
рование членов политической элиты путем кооптации, на­
значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры­
тых и честных выборов.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо­ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии-госу­дарства. При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением от­дельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противо­речий старого порядка, построение нового общества, форми­рование нового человека.

В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма — правый и левый. Определяющие отличия между ними лежат в специфике по­ложенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяют­ся фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах ком­мунистического блока. Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов, в числе кото­рых наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума; господство одной рево­люционной по своей идеологической ориентации и органи-


зационным основам партии «нового типа»; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; поглощение этой партией-государством общества практически во всех его автономных проявлениях; физиче­ский и моральный террор и т. д., чем и определяется их то­талитарное системное качество.

В описании мыслителей русского зарубежья, а также ря­да западных исследователей тоталитаризм приобретал черты почти совершенной «идеократии»—господства некой абст­рактной универсальной идеи над всеми сторонами жизни об­щества. В работах К. Фридриха и 3. Бжезинского, а также ряда других авторов к середине 50-х гг. был подведен итог предшествующему периоду изучения феномена тоталитариз­ма. Авторы исходили в своих построениях из двух основ­ных постулатов: а) нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках; б) политическая система тота­литаризма не имеет исторических аналогов и является, таким образом, абсолютно уникальной. К числу определяю­щих признаков тоталитаризма относилось наличие: 1) еди­ной официальной идеологии; 2) единственной массовой пар­тии; 3) системы террористического полицейского контроля за населением страны; 4) технологически обусловленного контроля над средствами информации и коммуникации; 5) контроля государства за всеми средствами вооруженной борьбы; 6) почти полного контроля и централизованного ру­ководства экономикой.

Уникальность тоталитарной политической системы состо­ит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обрат­ной связи. Такие системы определяются как закрытые и не­устойчивые. Очень важным становился аспект изучения механизма «запаздывания» в принятии тех или иных реше­ний, свойственного любой политической системе, но с осо­бой силой проявляющегося в условиях жесткой централиза­ции, присущей тоталитаризму. Исследователи отмечали, что в условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эф­фективное руководство сложной системой из единого цент­ра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем харак­тер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму ли­бо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезин­теграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраз­дельное доминирование политической сферы в жизни соци­ума при утрате всеми иными подсистемами общества собст­венной функциональной и институциональной автономии.


При тоталитаризме происходит формирование нового типа взаимоотношений различных сфер человеческой деятельнос­ти, характеризующегося доминированием политики над областью духовной культуры, обществом и экономикой, бес­прецедентным господством политического над индивидуаль­но-личным началом.

Особое место в процессах становления тоталитарных си­стем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеоло­гия. В результате систематического упрощения социальной реальности революционно-преобразующая по своей сути то­талитарная идеология формирует у своих приверженцев спе­цифическую картину мира. При этом не имеет решающего значения «отправной пункт» идеологических построений — идеи неизбежности социального прогресса (как в коммуниз­ме) или противостояния всеобщему упадку и разложению (в национал-социализме). Философия исторического процес­са и в том и в другом случае оказывается почти идентич­ной. История мыслится как процесс кристаллизации у про­тивоположных полюсов сил добра и зла и находит разре­шение в окончательной исторической победе первых над последними.

Решающее отличие тоталитарной системы от любой дру­гой как раз и состоит в том, что определяемая идеологиче­ски политика получает опору не в обществе (как в либераль­но-демократической модели) и не в неких элитных группах и слоях населения либо традиционных институтах (как это имеет место в авторитарных режимах), а во внешнем по от­ношению к обществу универсальном принципе, который навязывается последнему. Именно поэтому исповедуемая идеология играет центральную роль в рамках любой тотали­тарной системы. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все эко­номические и социальные процессы становятся ее неотъем­лемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирова­ния тоталитарной политической системы, институциональ­ным ядром системы выступала партия, одновременно яв­лявшаяся проводником и носителем моноидеологии. Бу­дучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла це­лый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятель­ности системы функций, таких, как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля за всеми общест­венными организациями и ассоциациями и т. д. Таким образом, необходимо помнить, что, говоря о политической системе тоталитаризма, мы прежде всего имеем в виду изучение слитых воедино структур партии-государства.


Всесильная власть выступает здесь главным гарантом то­тального идеологического контроля. А политическая систе­ма, точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем жесткой социальной иерархии.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Од­нако история наглядно продемонстрировала обреченность за­крытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменени­ям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологиче­скими догмами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал