Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема многообразия культур
Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей. Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества культур органически (сходно с природой) развивается: рождается, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры взаимодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Данилевский выделил несколько способов культурного взаимодействия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки — в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане — в Северную Америку. Другой способ Данилевский назвал «прививкой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чужеродным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александрии в контексте египетской культуры. Еще один способ взаимодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого — обмен ценностями. Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания. Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Европе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада. Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру. На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм. Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль- ШЛ тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
|