Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менталитет человека






Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмот­рения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относитель­но новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его оп­ределение. Происходит оно от французского слова, соответ­ствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода


этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточ­но широко. Так, например, говорят о менталитете конкрет­ного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто сово­купность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многооб­разие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет — это специфический пси­хологический склад, возникший на базе культуры, общест­венного и личного опыта, который проецируется на прак­тическую деятельность. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, свое­го рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкрет­ным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса форми­рования духовного мира человека и неповторимости челове­ческой личности менталитет — явление в основном лично­стное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, воен­ных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практи­ческой деятельности, социального статуса, некоторой общ­ности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в ли­тературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенден­ция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель рус­ского народа обладает этими качествами, но сложилось мне­ние, что названные черты являются типичными для рус­ского народа. Современная этнология стремится найти пси­хологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.

НИ Основные понятия: духовность, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение, менталитет.

Проверьте себя

1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состо­ит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданст­венности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «миро­воззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззре­ния выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?


6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности чело­века? Как воля способствует практической реализации ми­ровоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социу­ма?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?

2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес­
тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха­
рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
деятельности людей, в отношениях между народами.

3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи
гражданственности с правовым государством и гражданским
обществом.

4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ­
ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен­
талитете? Если да, то в чем оно заключается?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965).

...Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, что­бы быть культуротворческим мировоззрением?

Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-


тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, — такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.

(И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выраже­ние «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушени­ем высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти сло­ва? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно мо­жет стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистичес­ким и нравственно направленным?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал