![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика науки
Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества. Справедливая заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2, 5 тыс. лет тому назад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством. Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств», в которой назвал совесть вершителем всех наших действий. Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется: — в тщательном продумывании и безукоризненно точном — в доказательности новых научных знаний, в их неод — в научной честности и объективности, в стремлении к — в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необос Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей Выдающиеся достижения большой науки XX— начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обо- гащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП — одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты — неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз». В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последствия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противостоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий». ■ ■ Основные понятия: наука, этика науки. ■ ■ Термины: «большая наука», инновации. Проверьте себя 1) Что такое наука? Почему ее характеризуют как двойную ценность? 2) Каковы функции науки, в чем они проявляются? 3) Каковы признаки науки как социального института? 4) Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки? 5) В чем состоит незавершенность науки? 6) Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? 7) Каковы основные положения этики ученых? 8) В чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с об 2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойн- 11* 3. Аргументированно, с приведением примеров докажите 4. Ученые утверждают: наука и техника в XX столетии 5. В чем заключается влияние науки на развитие произ 6. Привлекая свои знания по химии и биологии, 7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений 8. Какие, на ваш взгляд, отрасли науки получат наиболь Поработайте с источником Прочтите фрагмент статьи современного отечественного философа В. Ж. Келле. Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм. Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познавательной деятельности. Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал стра- ны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный. Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития. Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84. ШИН Вопросы и задания к источнику. 1) Опираясь на свой жизненный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величайшее достижение человеческого интеллекта. 2) Раскройте на конкретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его. 3) Что такое инновационное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий? 4) Почему поддержка фундаментальной науки является государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России? 5) Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сделала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный? 6) В чем заключается человеческий потенциал России? В чем проявляется его влияние на экономику, науку, производство? 7) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими недугами? § 32. Образование Вспомните: что такое постиндустриальное, информационное общество? В чем состоит деятельность в сфере духовной культуры? В чем заключаются сущность науки и ее функции? Подходит к концу ваше обучение по программе общего среднего образования. Вы освоили систему знаний, составляющую основы естественных и гуманитарных наук, накопили личный опыт. Сегодня вы избираете дальнейший жизненный путь. Рассмотрим одну из существенных проблем нашего времени — проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы — противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия — отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества. Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.
|