Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российское образование на путях модернизации
Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования — явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, — писал один из видных деятелей просвещения США, — так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется». Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов. Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи: — ускорение темпов развития общества требует подготов — переход к постиндустриальному обществу, необходи — динамическое развитие экономики, рост конкуренции, Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний. В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования — к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны. Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Назовем некоторые конкретные направления модернизации: разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими на-Учными учреждениями страны; проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу- ществление профильного обучения в школе; развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.); улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов. Модернизация образования вызвала широкий общественный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. Назовем некоторые проблемы, относящиеся к общему среднему образованию: — с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6 — сколько классов должна охватывать начальная школа: — нужна ли профильная школа (10—11 классы), каким — целесообразно ли законодательное решение об обяза — как улучшить работу сельских школ; — нужно ли, по примеру многих развитых стран, пере В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России. ■ ■ Основные понятия: образование, непрерывное образование. мины: модернизация, компетентность. Проверьте себя 1) Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать? 2) Какие качества формирует образование у человека? 3) В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи- mo? 9) Каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Некоторые ученые полагают, что в образовании клю 2. В современных дискуссиях об образовании иногда ис 3. Один из современных философов утверждает, что при 4. В Российской Федерации государственные органы при 5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ 6. В России из года в год растет количество студентов 7. В последние годы большое развитие получило платное 8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо из Поработайте с источником Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева. Об истинно образованном человеке: 1. Это такой человек, который владеет не только разно 2. Это такой человек, который чувствует себя живым и 3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в 4. Это человек физически развитый, с здоровыми органа Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 435. ЯШ Вопросы и задания к источнику. 1) Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека. Об этом спорят Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.
|