Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизации Востока в новое время.






В осмыслении истории Востока нового времени долгое время доминировал европоцентристский подход, когда на страны афро-азиатского региона переносились закономерности развития европейский стран. До 20-30х гг. 20в. в отечеств. историографии мало внимания уделяли истории Востока. После революции сформиров. новое поколение историков, которые начинают постепенно осваивать темы, связанные с историей вост.стран (первоначально, это темы, касающиеся революций на Востоке). На сегодняшний день отечествен. историками-востоковедами выработан ряд подходов к трактовке развития восточных стран в новое время.

Если подойти к трактовке Востока в новое время с позиций формац. подхода, то данный период будет соответствовать капиталист.стадии развития. Но исследовали в свое время столкнулись с проблемой того, что на Востоке в новое время еще не сформировались капиталист.отношения, так как это было на Западе. В итоге, еще Марксом был введен в отношении восточной цивилизации термин «азиатский способ производства», как особую азиатскую социально-азиатскую формацию, которая следовала за первобытнооб. строем. По мнению марксистов, именно это «азиатская» формация, для которой было характерно слабое разделение труда, самообеспечиваемость общины, неразвитая торговля и пол. деспотия, привела к некоторому отставанию в развитии Востока от Запада. Исследователь Ланда подчеркивал, что развитие формац. процессов на востоке всегда отличалось своеобразием, непохожестью на развитие Запада. В итоге Ланда пришел к выводу о том, что на Востоке большая, чем на Западе длительность переходных межформац.форм; смешанный, «нечистый» характер любого обществен. строя и его стойкая многоукладность; неоднородность, неоднозначность и анклавность развития капитализма.

Историк Алаев Л.Б. в своих научных изысканиях говорит о существовании на Востоке в новое время «восточного феодализма», основные черты которого: прочная связь сельского хозяйства и ремесла, наличие крепкой общин. системы, именно община является базой для режима вост. деспотизма. По мнению Алаева, «восточный феодализм» имеет схожесть с европейским феодализмом, но при этом имеет ряд особенностей – государст. собственность, натуральное хозяйство, иерархия соц. лестницы, цикличность, отсутствие крепост. права. По мнению автора, «восточный феодализм» более чистый и правильный, европ. же подвергся влиянию римского права, ант. философии. Европ. феодализм – переразвившийся.

Историк Васильев соединил 2 подхода: «азиат. способ производства», как особый тип экономики, и «восточ. феодализм», как имевший место быть.

Непомнин в отношении востока начала нового времени предложил концепцию «многоукладности», которая представляла, по его мнению, синтез различных социально-эконом. моделей: феодальной, капиталис. Большое влияние оказал Запад, который привнес европейскую модель капитализма.

Западно-христинская (Католическая Европа и Православная Россия)

Китайско-кофуцианская (Восточная Азия и часть Юго-Восточной Азии), Япония, Китай, Корея.

Индийская (индо-буддийская), Южная Азия, Индия.

Мусульманская (арабо-мусульманская). Ближний и Средний Восток, Северная Африка.

До начала нового времени Западная цивилизация находилась на периферии. При этом более динамично развивающимися были христианская и мусульманская цивилизации. Индийская и китайская цивилизации были ориентированы не во вне, характеризуются меньшей динамикой, большой устойчивостью.

Любая цивилизация формируется под воздействием совокупности факторов (природно-географ., тип культурно-хозяйственной деятельности и т.д.). Значит. роль в формировании особенности цивилизации сыграла религия. Таким образом, теория цивилизаций отрицает отставание Востока в развитии.

Мир-системный анализ. Мир-экономика – это экономически самостоят. кусок планеты, который имеет свое ядро, полупериферию, периферию. Бродель не определил четкое количество мир-экономик, но можно говорить о 4: 1) европейская 2) азиатская: а) восточноаз.(Китай) б) Индия в) Османская империя. Существовали связи между мир-экономиками. Франк выделяет период 1250-1350 гг., когда сложилась общемировая эконом. система.

Если провести сравнение Западной и Вост. цивилизаций, то можно увидеть отличия: 1) На Западе к эпохе Нового времени сформир.ь концепция «я», подразум. индивидуальность, автономию и свободу человека. На Востоке: отсутствие понятия «индивидуальность» и «личность». Человек на Востоке рассматривался как член обществ. группы, коллектива; главный принцип – холизма – целостность.

На Западе – рано формируется понятие суверенитета личности, за человеком признается автономия; на востоке – не сложилось понятия свободы воли, поскольку ведущие восточные учения ориентированы на поиски себя в безликом пути дао.

Представления о власти: на Западе необходимо постоянного нормативного обоснования прав на власть, разделение светской и духовной власти. На Востоке право на власть не является предметом, который нуждается в доказательстве. Слияние духовной и светской власти.

Формирование асимметр. зависимости между Западом и Востоком происходит в новое раннее время, и было связано с процессом колонизации. Колониализм определил развитие государств. Цель экспедиции: поиск морского пути в Индию. Изначально, приоритет был у Испании и Португалии. Контакты с Востоком существ. издавна, но в 15.в Османская империя перекрыла все сухопутные торговые пути с Востоком. В 1415г. португальцы захватывают крепость Сиута (на побережье Африки). К началу 16 в. произошло разграничение сфер влияния между Испанией и Португалией. Испанцыи португальцы закрепили на восточном побережье Азии, Бродель определяет начальный этап колонизации Востока, как «торговля из Азии в Азию». Т.е. европейцы становятся связующим звеном между азиатскими регионами в торговле азиатс. товарами. Собственно европ. товары: огнестрельное оружие, золото и серебро (Из Америки). С середины 16 в. у португальцев появились противники в лице Голландии, Англии, Франции. Сущность 17-18 вв.: торговый колониализм, продолж. торговля из Азии в Азию, формирование Ост-Индской компании.

В 18 в. складываются условия для изменения характера колониализма. Это период промышл. переворота в Англии, переход к индустриализации. С ростом производства вырастает потребность в сырье. Евр. активно начинает захватывать вост. территории: Индию, Бирму, Египет, Алжир, Индокитай. В 19 в. колонии начинают приобретать важное эконом. значение для митрополий (центров промыш. производства), колонии становятся поставщиками сырья и продовольствия. С середины 19 в. колонии становятся рынками сбыта. В начале 19 в. складывается особая система европейских государств в афро-азиатском регионе: 1) колонии – под административным управлением митрополий; 2) протекторат – государство остается более менее самостоятельным, но принимает помощь европейских держав. 3) полуколониальные, зависимые страны – политически независимые, экономически зависимые. До последней трети 19 в. большая часть азиатских территорий еще не была закреплена.

В период складывания колон. системы, в Европе складываются представления о Востоке, о том, что Восток противоположен Западу. У европейцев появляется стремление обладать Востоком, подчинить его.

Китай. Китай в цивилизационной и в государственном плане – самое древнее государство, развивающееся непрерывно в одном и том же регионе с середины 5 тыс. до н.э.). Цивилизация сформировалась в зоне плодородных земель. Китай формирует замкнутый хозяйственный тип, самодостаточный. Важную роль для китайцев приобретает инструментальная этика в лице конфуцианства. В основе конфуцианства лежит гармония в отношении между людьми. Конфуцианство рассматривает социум и государство как большую семью, где каждый имеет свое место. В обществе существует строгая иерархия, все взаимоотношения строятся на принципе сыновей почтительности: отношения между государством и подданными, между отцом и сыном и т.д. Отношение к власти: император – сын неба. Правитель как ставленник неба. Социальная структура: 4 сословия – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы (высока социальная мобильность). Сознание китайцев – китаецентрично.

К началу Н.В.: еще до прихода европейцев Китай знал качественные перемены. В 17. Мощный социальный кризис, смена династии (становится Цин). Высокоразвитое сельское хозяйство, при этом высокого уровня достигло промышленное доиндустриальное производство на базе ремесленных мастерских и мануфактур, которые использовали найм рабочей силы. С 16-17 вв. постепенное просачивание европейцев, 19 в. период опиумных войн с Западом. 1860 г. пекинская конвенция, Пекин разграблен, положение династии ухудшается. Цины решаются на преобразования и реформы.

Индия. Три основных фактора: каста, индуизм, специфическая индийская община. Касты замкнуты, отсутствует социальная мобильность. Все касты объединяются в 4 варны: брахманы, кшатрии (воины), вайшье (купцы), шудры (слуги). За пределами касты: неприкасаемые. Идеология кастового строя: индуизм – национальная религия индийцев. 3 приоритетных бога: Брахма, Вишну, Шива. Индуизм – единство человека и природы. Индийская община – разнородная, но самостоятельно замкнутая. Жизнь в ней определяется взаимообменом товаров и услуг. В 16 в. держава великих моголов. Эволюция условной формы землевладения, которая становится безусловной. Европейцы появляются в Индии в к. 15 в. (португальцы); к 18 в. господствующее положение заняли англичане и французы, но в итоге англичане одерживают здесь полную победу. В начале 19 в. англичане решают провести ряд реформ в Индии, начинают наступать на индуизм.

Мусульманский мир. Основа – ислам, как всеобщий образ жизни мусульман. Все в мире принадлежит Аллаху, стремление к равенству. Социальная мобильность. Вся активность исламского мира направлена во вне. Ислам способствовал формированию особого типа личности, которому присущ фатализм. 2 признака человека: 1) член религ. общины – уммы (рассматр. не как индивид, его благополучие зависело от благополучия всей общины; внутри уммы все равны); 2)человек как воин ислама (исключит роль человека). Совмещение духовной и светской власти. Государство контролирует все стороны жизни. С 16-17 вв. крупными мусульманскими государствами являлись Османская империя и Иран.

Отставание Востока с начала Нового времени: Макс Вебер трактует как появление в Европе т.н. протестантской этики, которая привела к формир. иного типа хоз. деятельности. На Востоке – продолжали существовать прежние религ. верования.

Обновление, проведение реформ под влиянием Запада было попыткой дать достойный ответ Западу. Алаев: страны Востока в 17-18вв - в историческом тупике, но у них не было времени на самост. поиски выхода из застоя. Страны Востока - обречены на страдания, связанные с насильственной ломкой «традиц.» строя и искусств. модернизацией».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал