Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые практически-педагогические выводы






 

Мы привели некоторые теоретические соображения в пользу гипотезы о том, что связь творчества и эмпатии носит необходимый характер, это психологическая закономерность. Если доводы убедительны, а гипотеза имеет достаточно высокую степень вероятности, какие практические выводы могут отсюда последовать? Что можно извлечь из этой гипотезы для оптимизации творчества?

Любое психическое явление (процесс, состояние и т. д.), когда оно способствует творчеству, выступает в качестве творческой способности. Эмпатия относится, как мы полагаем, к числу важнейших творческих способностей. Отсюда следует, что для стимулирования творчества в любой сфере необходимо обучать эмпатии, формировать и развивать эту способность, тренировать ее.

В самое последнее время в нашей теоретической литературе стали уделять внимание проблеме развития эмпатии. Однако, как правило, эмпатия понимается и исследуется в этих работах как фактор межличностного общения (Л. Н. Джнарзян), эмоционального сопереживания (Т. П. Гаврилова, Р. Б. Карамуратова и др.) в деятельности (главным образом педагогической), но не как закон творчества, не как необходимое условие активизации именно творческой деятельности.

Следует заметить, что и на Западе, где развернулся широкий фронт экспериментальных исследований эмпатии, основное внимание уделяется изучению роли эмпатии и ее развитию в межличностном общении и психиатрической практике. Тем не менее имеются и отдельные исследования о путях воспитания и формирования эмпатии как творческой способности. Примером может служить книга известного американского специалиста в области художественного обучения В. Лоуэнфельда «Творческое и умственное развитие», выдержавшая несколько изданий.[78] В нашей литературе за редким исключением (В. С. Собкин и др.) эмпатия как творческая способность не только не исследуется, но даже не упоминается. Правда, имеются экспериментальные исследования В. А. Райкова о роли гипноза в стимуляции психологических условий творчества. Много внимания в этих работах уделяется такому условию творчества, как функционирование «вторичной личности», или «иносознанию» - тому, что мы назвали «воображенным Я». В гипнозе (рассматриваемом как гиперболизированная модель творческого состояния) «как раз и возможно, - полагает В. А. Райков, - воспроизвести действительно совершенно своеобразное, новое видение мира и ощущение себя новым человеком – человеком-творцом». Поэтому тренировка и активизация в гипнозе способности к функционированию «второй личности», «иносознания» «может интенсифицировать творческий процесс в обычном состоянии бодрствования».[79]

Полностью соглашаясь с последним утверждением, что гипноз может и должен быть использован как один из вспомогательных путей развития эмпатической способности, вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что главным направлением должно быть обучение и тренировка этой способности в бодрствующем состоянии. Если считать творчество «нормой», то творчество в гипнозе есть известное отступление от нормы. В творчестве воображенное «Я», хотя и относительно автономно, однако все же управляется реальным «Я». Только в диалектическом единстве реального «Я» и воображенных «Я» возможно полноценное творчество. Не случайно К. С. Станиславский предупреждал актеров: даже при самозабвенном, полном перевоплощении никогда «не теряйте внутренне самого себя». В гипнозе же, как отмечает В. А. Райков, творчество осуществляется помимо сознания своего «Я», и в этом он видит его достоинство и даже преимущество. На самом деле еще никто не создал в гипнозе выдающихся оригинальных творений художественной, технической и научной мысли. Творчество в гипнозе – это репродуктивное, подражательное творчество в образе «вторичной личности». Подлинное же творчество, дающее действительно оригинальный результат, регулируется субъектом, представляющим неповторимый «сплав» реального «Я» - творца и иерархической системы воображенных «Я».

Таковы самые общие, «стратегические» выводы практически-педагогического свойства, вытекающие, на наш взгляд, из предложенной гипотезы о соотношении творчества и эмпатии.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал