Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Серия «Историческая библиотека» основана в 2001 году






Пирс Пол РИД

 

ТАМПЛИЕРЫ

 

 

Издательство «АСТ»

ЕРМАК

Москва

 

Серия «Историческая библиотека» основана в 2001 году

 

Рiers Paul Read

THE TEMPLARS

 

Перевод с английского В.М. Абашкина

Серийное оформление С.Е. Власова

Компьютерный дизайн Ж.А. Якушевой

 

 

Рид, П.П.

Р49 Тамплиеры / Пирс Пол Рид; пер. с англ. В.М. Абашкина. — М.: АСТ: Ермак, 2005. —410, [6] с.: 16л. ил. — (Историческая библиотека).

 

ISBN 5-9577-1643-Х (ЗАО НПП «Ермак»)

ISBN 5-17-025996-4 (ООО «Издательство АСТ»)

 

ТАМПЛИЕРЫ.

Рыцари-храмовники.

Наверное, САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ в истории орден «воинов Христовых» - орден, овеянный бесчисленным множеством мистических легенд — то прекрасных, то пугающих...

Их взлет был молниеносным.

Их власть — огромной.

Их падение — СТРАШНЫМ.

Но — сколько же правды кроется за мифами и легендами, причудливо смешавшими истину и вымысел?

Ответ на этот вопрос дает ПОТРЯСАЮЩАЯ книга Пирса Пола Рида!

 

УДК 94(4)" 04/14"

ББК 63.3(4)4

 

© Рiers Paul Read, 1999

© Перевод. В.М. Абашкин, 2005

© ООО «Издательство АСТ», 2005

 

Оглавление

 

Предисловие

Часть первая. Храм

 

1. Храм Соломона

2. Новый Храм

3. Храм — конкурент

4. Вновь обретенный Храм

 

Часть вторая. Тамплиеры

 

5. Бедное братство — Христово воинство

6. Тамплиеры в Палестине

7. Латинское Заморье

8. Саладин

9. Ричард Львиное Сердце

10. Внутренние враги

11. Фридрих II Гогенштауфен

12. Акрское королевство

13. Людовик IX Французский

14. Падение Акры

 

Часть третья. Падение тамплиеров

 

15. Тамплиеры в изгнании

16. Атака на Храм

17. Падение ордена Храма

 

Эпилог. Приговор Истории

 

Приложения

 

Последние крестовые походы

Список Великих магистров ордена Храма и время их правления

Предисловие

 

Кто такие тамплиеры? Этот военизированный орден известен нам по произведениям сэра Вальтера Скотта. Рыцарь-храмовник из романа «Айвенго» Бриан де Буагильбер пред­ает в образе демонического антигероя, столь же «наделенного нечеловеческой отвагой, сколь и порочного, надменного, жестокого и сластолюбивого, которому неведом страх ни земле, ни на небесах». Немногим лучше и два великих магистра, описанных знаменитым шотландцем: Жиль Амори из «Талисмана» отличается коварством и вероломством, а Лука Бомануар из «Айвенго» — ярым фанатизмом.

Напротив, Рихард Вагнер в опере «Парсифаль» выводит рыцарей-тамплиеров доблестными защитниками Святого Грааля*. В основе либретто — эпический средневековый роман Вольфрама фон Эшенбаха. И хотя в самом источнике дано очень поверхностное описание храмовников, автору оперы этого показалось достаточно, чтобы однозначно представить тамплиеров благородными и высоконравственными героями. Таким образом, в XIX веке сформировалось два про­тивоположных взгляда на орден тамплиеров: с одной стороны — если верить Вальтеру Скотту, — это сборище развращенных извергов, а с другой — бескорыстное рыцарское брат­ство «Парсифаля».

В XX веке тамплиеров представляли только в черных крас­ках: их считали предшественниками рыцарей Тевтонского ордена, на который ориентировался в 1930-х годах Гиммлер, создавая эсэсовские отряды. Исходя из общего представле­ния о крестовых походах как о ранних примерах европей­ской агрессии и империализма, в тамплиерах стали видеть только жестоких фанатиков, огнем и мечом насаждавших свою идеологию. При этом их обвиняли в предательстве христи­анских идей, так как они поддерживали тесные и многолет­ние контакты с господствовавшими на Востоке иудаизмом и исламом. Укоренилось мнение, будто орден тайно распрост­ранял и пропагандировал мистические взгляды древнееги­петских жрецов, изложенные в книгах, обнаруженных в хра­ме Соломона в Иерусалиме, и будто уже в наше время орден непосредственно причастен к формированию масонских лож. Кроме того, утверждают, что храмовники принимали под защиту катаров, оставшихся в живых после разгрома альби­гойцев; что столетия они покровительствовали монархам, что в XIX веке на юго-западе Франции некий священник слу­чайно нашел спрятанные сокровища ордена, что тамплиеры были хранителями бесценных христианских реликвий, на­пример, забальзамированной головы Иисуса и Туринской плащаницы...

Я хочу рассказать правду об ордене, оставив в стороне всякого рода домыслы и опираясь лишь на авторитетные источники. Рассказ я начну издалека, отнюдь не с момента основания братства тамплиеров бургундским рыцарем Гуго де Пейном в 1119 году и даже не с провозглашения папой Урбаном II на Клермонском соборе 1-го Крестового похода в 1095 году. По-моему, невозможно понять мировоззрение тамплиеров, если не разобраться в проблемах развития и вза­имодействия трех монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама. Именно здесь находится главный кон­фликтный узел более чем двухсотлетней истории рыцарей Иерусалимского храма — от Средних веков до наших дней.

Если направить взгляд от раннего Средневековья к запу­танным событиям предшествующих веков, можно получить ответы и на другие вопросы. В наше время, когда папе римскому предлагают извиниться от лица католической церкви за инициированные ею крестовые походы, вполне уместно разобраться в мотивах, которыми она при этом руководствовалась. Тем, кто знаком с историей крестоносцев, некоторые разделы данного повествования могут показаться повторением давно известного. Ну что ж, пусть перевернут страницы, не читая. Зато менее искушенным читателям рассказ о религиозных войнах, надеюсь, будет интересен.

Материалы о так называемых «божественных деяниях франков» также включены в книгу не случайно. Под знаменами ордена тамплиеров объединились люди многих национальностей, стремившиеся распространить христианство по всему миру. Распад рыцарского братства обозначил переломный момент в развитии человечества — на смену общехристианским целям пришли интересы конкретных государств, начался тот самый процесс, который — уже в наше время — мировое сообщество пытается обратить вспять, мечтая об единении.

В истории тамплиеров просматривается немало параллелей между прошлым и настоящим. В патологической аморальности германского императора Фридриха II немало сходного с поведением таких властителей, как римский император Нерон или Гитлер. Средневековая концепция «Священной Римской империи» отчетливо перекликается с идеями основателей Европейского союза. А рыцарские отряды сирийских ассасинов можно считать прямыми продолжателями иудейских сикариев и предшественниками террористов-самоубийц из палестинской военизированной организации «Хезболла». Вообще создается впечатление, что многие арабские лидеры нашего времени, от Абделя Насера до Саддама Хусейна, пытались играть роль средневекового Саладина, устроившего резню неверных при Хыттине, или уподобиться египетскому султану аль-Ашрафу, сбрасывавшему их в море.

 

Выражаю признательность всем историкам, из чьих ра­бот я почерпнул сведения о тамплиерах. Отдельно хочу поблагодарить профессора Джонатана Райли-Смита — за под­держку и ценные советы, а также профессора Ричарда Хетчера, прочитавшего эту рукопись и сделавшего ряд исправ­лений. Однако никто из этих замечательных специалистов не несет ответственности за возможные недочеты данной книги — они целиком на совести автора.

Приношу также благодарность Энтони Грихэму, который подтолкнул меня к написанию работы по истории тамплие­ров, моему агенту Гиллону Айткену, оказавшему помощь в реализации этого проекта, редактору Джейн Вуд — за посто­янную поддержку и бесценную помощь при работе над пер­вым вариантом, а также Селине Уолкер — за помощь в под­боре карт и рисунков. Кроме того, благодарю Эндрю Синк­лера за предоставленные книги о тамплиерах из его личной библиотеки, Чарлза Гласса — за ознакомление с воспомина­ниями Усамы ибн-Мункыза, а также сотрудников Лондон­ской публичной библиотеки — за любезное содействие моим изысканиям.

 

Часть первая

ХРАМ

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал