Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Могущество. По мере того как непрерывно растет количество «фабрик мысли» и все большее число людей обращается к ним для решения проблем






По мере того как непрерывно растет количество «фабрик мысли» и все большее число людей обращается к ним для решения проблем, анализа политики и составления перспективных прогнозов, могущество этих -центров закономерно возрастает — могущество, которому редко бросают вызов или хотя бы ставят его под вопрос.

 

А поскольку это могущество достигает наивысшего уровня в федеральных учреждениях, то наибольшим влиянием обладают «фабрики мысли», обслуживающие федеральные ведомства. Потенциальная власть этой группы столь велика, что коллективно их прозвали «теневым правительством». Самое саркастическое определение понятия «теневое» дал, пожалуй, Роджер Хилсмен в своей книге «Как привести в движение нацию», сказавший относительно тех «фабрик мысли», которые финансируются военным ведомством: «Хотя они не обязаны отчитываться перед избирателями, они обладают властью и являются такой же частью правительственной структуры, как традиционные виды власти: законодательная, судебная и исполнительная».

 

В качестве «четвертого вида» власти финансируемые правительством «фабрики мысли» представляют собой благодатное поприще для изучения. Возьмем, например, учреждения этого типа, официально связанные с Пентагоном ежегодными контрактами. Несмотря на то что эти организации значительно отличаются друг от друга своими размерами, ориентацией и задачами, все они являются некоммерческими учреждениями с директорами, состоящими из частных лиц. Их уникальная квазиправительственная роль дает им возможность использовать в своих интересах как федеральную, так и частную сферы. На их сотрудников не распространяются ограничения в отношении заработной платы и низкие ставки гражданскойслужбы, но тем не менее они имеют доступ к самым сокровенным секретам правительства. Сотрудники этих «фабрик мысли» играют важную роль, выступая в качестве консультантов в коридорах Пентагона и государственного департамента, невзирая па то обстоятельство, что ни одно из этих ведомств, а в равной мере и конгресс не обладают правом утверждать их должности, повышать по службе или уволить.

 

Уникальная роль, которую играют пентагонские «фабрики мысли», позволила им оказывать воздействие на процесс определения и осуществления внешней и военной политики США, создания систем оружия, планов, тактики и технологии. В довершение всего значительная часть их работы или засекречена, или скрыта какими-либо другими путями, благодаря чему их возрастающей власти но уделяется пристального внимания. Примечательно, что их аналитики играют ключевую роль в ведении и планировании войн и в выборе того оружия, которое будет создаваться в США, и тем не менее они оказываются совершенно вне поля зрения, когда утверждаются эти решения. Благодаря их предполагаемой эрудиции им предоставлена огромная свобода действий в широком диапазоне политических, социальных, международных и военных областей, именно это могущество способствовало значительному расширению сферы влияния военных кругов. Покровители из Пентагона стойко защищают свои «фабрики мысли», и тем не менее некоторые из таких покровителей неоднократно признавали, что они лишь в весьма незначительной степени могут осуществлять контроль над подобными учреждениями.

 

В той же мере, в какой эти полуправительственные корпорации играют важную роль в решении военных вопросов, «фабрики мысли», связанные с другими правительственными ведомствами, также принимают важные решения: комплекс законодательных предложений президента Никсона относительно социального обеспечения, система федеральных планов в области жилищного строительства и нормы безопасности для атомных электростанций — вот примеры мероприятий принципиального характера, сформулированных и окончательно разработанных «фабриками мысли».

 

При оценке значения сотен «фабрик мысли», существующих в США, организации, финансируемые федеральным правительством, представляют собой только исходный пункт. Необходимо также изучить и независимые организации, не связанные официально с правительством. Многие из них получают основную часть своих финансовых средств от правительства, и хотя официально они не находятся «под его эгидой», подобно корпорации «РЭНД», в отношении их возникают те же вопросы об обладании неограниченной и неконтролируемой властью, о которых шла речь в связи с официально финансируемыми организациями. Они дают рекомендации в таких различных областях, как транспорт, природные ресурсы, оборона и внутренние программы социального обеспечения. Они распространяют свою деятельность также на политику и принятие решений правительством США. Во все большей и большей степени они проводят анализы и составляют планы для промышленности, муниципалитетов, органов власти штатов и иностранных государств. Фактически вряд ли найдется страна в так называемом «свободном мире», которая за последний период своей истории не обращалась к услугам хотя бы одной американской «фабрики мысли», выполняющей самые различные функции, начиная с предоставления консультаций по общим вопросам (таковы отношения Алжира с фирмой «Артур Д. Литтл») до разработки какого-либо конкретного проекта (как это делает Гудзоновский институт, составляющий обширный план регионального развития для Колумбии).

 

Хотя «фабрики мысли» выполняют много различных функций — и каждая из них заслуживает изучения, — примером, который наглядно демонстрирует их значимость как для настоящего, так и для будущего, является возрастающий интерес к перспективному планированию и к размышлениям о будущности. Эта ориентация на будущее возникла по инициативе как самих «фабрик мысли», так и государственных органов. Создано несколько организаций, специально занимающихся вопросами будущего развития, и в широких масштабах проводятся исследования с целью создания представления об условиях жизни и состоянии техники в США в будущем; появилась также и профессия нового типа — «специалист по будущему». Большинство американцев не имеет понятия о том, насколько интенсивно правительство и промышленность занимаются спецификой жизни (в частности, вопросами войны и технологии) в будущем. Армия, например, организовала ряд «фабрик мысли» для изучения характера будущих войн.

 

Необходимо понять, что, по мере того как организации официально принимают на себя роль предсказателей будущего, они поразительным образом увеличивают степень своего воздействия на это будущее. Попросту говоря, если какая-либо «фабрика мысли» сообщает своим хозяевам, а также всем, кто проявляет интерес, что события X, Y и Z произойдут к 2000 г., то тогда вероятность осуществления их становится выше, поскольку политика и технология адаптируются к этим прогнозам.

 

«Фабрики мысли» обладают поразительными возможностями в том, что касается изменений, новшеств и лучшего будущего. Несмотря на то что они представляют собой относительно новое явление, они уже успели оказать огромное воздействие. Если говорить об их роли в создании важных новых продуктов, то достаточно вспомнить о том, что производство синтетического каучука многим обязано институту Меллона, что электростатическое копирование, или ксерография, было разработано в мемориальном институте Баттелла, магнитофонная запись стала возможной благодаря исследованиям, проведенным в НИИ при Иллинойском технологическом институте, а фирма «Артур Д. Литтл» предложила первый успешный процесс для изготовления фибергласса, — а это всего лишь несколько примеров.

 

В эпоху, когда возникает так много трудных для понимания явлений, «фабрики мысли» не являются исключением. В представлении широких масс упоминание о «фабриках мысли» иногда ассоциируется с кошмарным разгулом техники, запрограммированной на то, чтобы стереть человечество с лица земли, иногда же возникает радужная картина волшебного мира, где чудеса ежедневно творятся по заказу. Ни одна из этих крайностей не соответствует действительности, хотя в каждой из них есть частица правды. Сложность явлений и то обстоятельство, что, как правило, «фабрики мысли» тяготеют к замкнутому существованию и выполняют свои обязанности, избегая шумихи, породили ложные представления об этих организациях, создав вокруг них ореол тайны. Сам термин «фабрика мысли» звучит как-то загадочно, и, пожалуй, в нем есть что-то напоминающее о тайном заговоре.

 

Сфера их деятельности простирается от проблем войны до проблем мира, от доктора Стрейнджлав до доктора Солка, от неприкрытого практицизма до идеализма, от отставных генералов — «ястребов» до Ральфа Надера и от самой потрясающей американской изобретательности до выполнения роли мальчика на побегушках при государственном аппарате. В последующих главах описывается небольшая, но представительная группа «фабрик мысли» и дается анализ их деятельности в обществе, которое становится все более плюралистическим. Учитывая их роль в качестве специальных центров по решению проблем, в качестве новаторов и планирующих органов в сложной, смутной и насыщенной трудностями эпохе, «фабрики мысли», бесспорно, заслуживают того, чтобы над ними поразмыслить.


V Матушка «РЭНД»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал