Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация и специализация продукции как инструменты конкурентной борьбы монополистического конкурента






В условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности в долгосрочном периоде является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный срок. Достигается это благодаря использованию методов неценовой конкуренции (дифференциация и совершенствование продукта, реклама, торговые знаки и т. д.).

Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительских предпочтений удовлетворяются производителями более полно.

Конкуренция продуктов является важным средством стиму­лирования технических нововведений и улучшения продукта с течением времени.

Совершенствование продукта может быть нарастающим вследствие двух обстоятельств:

1) удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они это могут сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков;

2) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

Успешная дифференциация продукции фирмы от товаров кон­курентов позволяет ей воздержаться от завоевания покупателей только за счет конкуренции по цене. Кроме того, дифференциация продукции способствует техническим инновациям и расширяет границы потребительского выбора.

Реализуя цель максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма ищет наиболее прибыльную комбинацию качеств продукции. Но в условиях неполной информации о рынке это достаточно сложная проблема. Один из методов ее решения заключается в том, чтобы с учетом цен и свойств товаров фирм-конкурентов оценить несколько вариантов дифференциации продукции.

Продукция изменяется непрерывно, поскольку производители надеются получить прибыльные, хотя и временные преимущества. Как только на рынке появится продукция с новыми свойствами (действительными или мнимыми), так сразу другие фирмы начнут имитировать ее, либо, в надежде преодолеть конкурентное преимущество лидеров, постараются предложить продукцию с более высокими качествами.

В ходе работы на поле дифференциации продукции одни фир­мы будут производить дешевую продукцию низкого, по сравне­нию с конкурентами, качества. Другие нацелятся на покупателей высококачественных товаров соответственно и более дорогих. Третьи займут промежуточное положение. Некоторые предпочтут следовать стратегии дифференциации на основе стиля, дополнительных услуг, широкого выбора моделей, условий кредита и т. д. Рынки разнообразны, соответственно, разнообразны и стратегии. Так как предпочтения и потребности потребителей не одинаковы, для фирм одной отрасли возможной и прибыльной становится стратегия специализации. Суть ее в том, чтобы обслуживать ограниченный рыночный сегмент, завоевать расположение особых групп потребителей и занять свою рыночную нишу. Применение стратегии специализаций оправдано, когда:

во-первых, существуют определенные группы покупателей с разными нуждами;

во-вторых, когда конкуренты не специализируются, а стараются привлечь всех покупателей;

в-третьих, когда ресурсы фирмы недостаточны для удовлетворения нескольких сегментов рынка.

Разнообразие товаров и стратегий позволяет потребителю приобретать продукцию с широким спектром качеств, цен, харак­теристик, т. е. выбрать фирменную марку, лучше всех удовлетво­ряющую его потребности и предпочтения. Вместе с тем рост раз­нообразия товаров и стратегий дифференциации может настолько смутить потребителя, что он практически не сможет сделать рациональный выбор.

Если фирма будет реализовывать стратегию специализации, то это, естественно, отразится на издержках и спросе в соответс­твии с реакцией покупателей на новый вариант товара. Различие в продукции и издержках монополистически конкурирующих фирм создаст различные положения равновесия в долгосрочном периоде. В отрасли могут существовать одновременно фирмы с высококачественными и разнокачественными товарами, с высокими и низкими ценами. Более того, в некоторый момент времени некоторые фирмы смогут получать приличную экономическую прибыль, тогда как другие только нормальную, а третьи - нести убытки.

Рыночное предложение может быть дифференцировано не только по товару, но и по услугам и имиджу компании. Однако часто преимущества дифференциации оказываются временными, новшества одной фирмы легко копируются конкурентами. Поэтому идет постоянный поиск новых потенциальных преимуществ.

В одних отраслях добиться дифференциации проще, в других - сложнее, но фирмы, использующие творческий подход, доказали, что добиться дифференциации можно на любом рынке.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал