Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология благ
Для некоторых видов ресурсов характерен практически неограниченный доступ к ним потенциальных потребителей. Подобные ресурсы воспроизводятся естественным образом, но чрезмерная эксплуатация пагубна для их продуктивности (пример — рыба в морях и океанах). Однако свободный доступ потенциальных пользователей к данным ресурсам обусловлен высокими издержками, включающими контроль за соблюдением режима ограниченного доступа. Последнее нередко связано с формированием социальных институтов на основе неформальных норм, закрепляющих традиционный режим использования ресурсов. Так, нередко пастбища являются коллективной собственностью. Кроме чистых частных и чистых общественных благ существуют смешанные блага. Типичным примером смешанного блага (исключаемого, но не конкурентного в потреблении) служат блага естественных монополий. Эффективность естественных монополий зависит от размеров фирмы. Чем крупнее производство, тем ниже его средние издержки, поскольку постоянные издержки распределяются на больший объем продаж. К естественным монополиям относятся метро, радиовещание, электросети и т.д. Коллективные блага — это товары и услуги, обладающие свойствами смешанных благ и предоставляемые ограниченному числу лиц по той причине, что количество блага, предлагаемое какому-либо одному индивиду, не может быть изменено независимо от остальных. Такие смешанные коллективные блага иначе называются клубными, их потребление основывается на принципе распределения клуба: накладные расходы, возникающие при предоставлении этих благ, распределяются на каждого отдельного потребителя. Коллективные блага сближает с благами естественных монополий, с одной стороны, наличие ограничений на доступ к благу для тех потребителей, которые не являются членами определенного сообщества, а с другой стороны — отсутствие конкуренции в потреблении этих благ. Различают два вида коллективных благ. Первый вид возникает в случае создания коалиции для обеспечения ее участников коллективным благом, при этом остальные потребители исключаются из числа потенциальных пользователей (пример — закрытый спортивный клуб). Второй вид появляется, если коалиция, созданная для предоставления блага, является частью группы большего размера, но от остальных членов коллектива ее отличают особые мотивы. В этом случае коалиция не в состоянии исключить из числа потребителей коллективного блага других членов основной группы (пример — объединение жителей городка для озеленения своей улицы) [1, с. 354 - 357].
|