Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация






Деятельность человека в интернете является новым видом психической реальности. Она сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).

Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции. Индикатором присущих пользователям интернета интересов может служить характер тех телеконференций (ныос-групп), на которые подписываются пользователи. При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает работа в интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека – развивает его возможности, дает новые навыки или, наоборот, не дает возможностей для самореализации и саморазвития.

Выделяются следующие мотивы:

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления – самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Анализ мотивации пользователей, выявленной в ходе опросов, проведенных исследовательской группой из МГУ, показал некоторую динамику. Основное направление изменений состоит в усилении влияния мотивов, связанных с межличностной коммуникацией, познанием. При составлении текста опросника для изучения мотивации пользователей интернета была использована данная классификация типов мотивации. Уменьшился удельный вес деловых мотивов, связанных с использованием чисто профессиональной, программистской, служебной, коммерческой информации.

Опросы показали, что значительная часть респондентов считает компьютерные сети необходимым средством обмена различного рода информацией (программной, деловой, коммерческой, научной). Целевая динамика в деятельности пользователя состоит в усилении межличностной составляющей сетевого общения при некотором уменьшении влияния деловой. Более актуальными становятся цели рекреации, отдыха. Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность – профессиональный интерес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуникативно-личностный интерес (знакомство с чужим мнением, дискуссии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уделяться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.

Анализ динамики интересов пользователей по годам показал устойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Возрос пользовательский интерес к телеконференциям, посвященным хобби и юмору.

Относительно стабильны интересы пользователей в отношении научных, политических телеконференций, а также телеконференций по искусству, литературе, культуре, на свободную тему.

Увеличивается число пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; все больше пользователей приходит к мнению, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; многие признают интернет как средство достижения жизненного успеха, отмечают чувство включенности в глобальный информационный процесс. Несколько больше пользователей жалуется на потерю времени при работе в интернете.

Существенно меньше пользователей говорят об интернете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия.

Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что интернет отвлекает от реальных дел, требуя слишком много времени.

Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и включением в мировой информационный процесс.

Среди пользователей интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют люди с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи увлечены интернетом настолько, что их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством интернета.

Другую группу составляют пользователи, мотивация которых обусловлена различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижение статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих пользователей характеризует более деловой подход к интернету. Они осознают его ограничения как формы общения. Работа в интернете для них является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах –личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Имеет место уменьшение веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, личного общения все больше представлены в системе мотивационной регуляции.

Приведенные данные могут помочь определить ожидания пользователей относительно конкретного телекоммуникационного проекта. В частности, доминирование мотивов общения и самовыражения, вероятно, должно убедить разработчиков сайтов в необходимости предоставлять посетителям такую возможность, иначе их сайт будет мало посещаем. Особенно важно учитывать эти данные при проектировании веб-изданий.

Восприятие просмотренного текста – навигация

Как мы уже выяснили, интернет-публикации не читают, а просматривают. Слово «просмотрел» в русском языке применяется в двух на первый взгляд противоположных смыслах: 1) просмотрел – смотрел, но не увидел; 2) просмотрел – бегло ознакомился. В каком же смысле просматривают интернет-публикации? Очевидно, и в том и в другом: что-то просматривают, т.е. не замечают, а что-то фиксируют и запоминают в виде целостного образа. Не случайно специализированные компьютерные программы, обеспечивающие эти процессы, получили название браузеров (напомним, что англ. browse – просматривать). В эти достаточно сложные психологические процессы встроен поиск, узнавание, фильтрация, классификация и другие механизмы. В целом речь идет о том, что способен понять читатель (посетитель) из гипертекста.

Психология, психолингвистика, семиотика, риторика, собственно лингвистика и близкие области знания уделяли значительное место исследованиям механизма понимания человеком текста на естественном языке. В частности, известны модели понимания В. Кинча, Т. Ван Дейка, П.П. Блонского, Л.П. Доблаева, Н.И. Жинкина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, И.Ф. Неволина, А.А. Смирнова, Т.Н. Ушаковой и многих других. Эту область знания можно было бы отнести к академической классике, если бы понятие текста не расширилось (за счет гипертекста). Если бы технологии представления знания не актуализировали вопросы, например, как протекают познавательные процессы при условии беглого просмотра текстов и необходимости одновременно осуществлять оперативный отбор нужной информации в большом массиве ненужной информации. Если бы не обращали внимание на то, как участвуют в процессе понимания отдельные элементы гипертекста, такие как алфавитный (подчас полиязычный) текст, мультимедийные вставки, акцентуированные текстовые ссылки-указатели, элементы дизайна. Важная проблема, требующая решения, – это то, каким образом осуществляется сохранение результатов поисковой работы на жестком диске, который выполняет в этом случае роль дополнения к человеческой памяти. Другими словами, это все те проблемы, с которыми сталкивается многомиллионная интернет-аудитория и которые обращают на себя внимание исследователей.

Причем, если ранее работа с компьютеризированными массивами информации была делом специалистов, то теперь же этим занимаются все, кто имеет доступ в интернет. Наиболее распространенный способ построения запросов состоит в формулировании ключевых слов и объединении их логическими (булевыми) операторами; имеются и альтернативные способы. Но насколько они соответствуют, например, целям поиска или стилю деятельности конкретного человека? Какие способы поиска предпочтительны? Как обучать пользователя этой непростой процедуре? Эти вопросы для психологической науки пока остаются открытыми.

Существуют креативные методы навигации, т.е. беглого просмотра текстов и принятия решения об их дальнейшем использовании, но они опираются на глубокие знания предметной области, ориентацию в научном знании и специфику представления знаний в интернете. Всего этого трудно ожидать от каждого посетителя интернета. Принятие решения об отборе затрудняется тем, что доступными для просмотра оказываются фрагменты текстов, краткие описания, рефераты или относительно случайно выбранные из текстов фразы. Практикуется также, что с целью увеличения числа посетителей списки ключевых слов и описания составляются разработчиками сайтов так, чтобы в них вошли наиболее рейтинговые слова и фразы, подчас не соответствующие контенту сайта. Поэтому отбор на основании беглого просмотра опирается не только на рациональный анализ, но и в большей степени на механизмы интуиции, воображения, предвосхищения и вероятностного дополнения содержания.

Практика поиска в условиях неформализованного и слабо структурированного представления знаний будет способствовать развитию новых познавательных навыков, т.е. совершенствовать интеллектуальные инструменты у пользователей. С этой точки зрения интернет выступает в роли учителя или тренера. Поисковый интернет-тренинг обучает структуре представления знаний в сети, развивает интуицию и увеличивает компетентность не только в искомой предметной области, но и в знании в целом.

Несмотря на эти очевидные преимущества для пользователей разработчикам сайтов, особенно тех, которые ориентированы на максимально возможную аудиторию (к ним относятся веб-издания), следует все-таки максимально упростить задачи поиска. Эффективность поиска, беглого просмотра и принятия решения об отборе полезных документов зависит от квалификации, добросовестности и моральных качеств всех тех, кто осуществляет редакцию документов при подготовке их к размещению в интернете (составляет описания, аннотации, регистрирует веб-страницы и т.п.). Причем интернет-технология не предусматривает контроль адекватности материала и его позиционирования. Каждый вправе поместить в интернете любой материал, под любым заголовком и именем. Но каждый вправе посещать или не посещать сетевые ресурсы, прославившиеся публикацией недостоверной информации, плагиата и пользующиеся обманными методами привлечения пользователей. Всякий также вправе высказать публично свое мнение о подобных ресурсах, т.е. предупредить остальных о недоброкачественной информационной продукции. Репутацию в интернете трудно заработать, но легко потерять, причем без шансов на восстановление, так как ложные и обманные публикации всегда можно предъявить их авторам.

Вот почему издание обязано соблюдать негласные законы сетевой этики, точно и компетентно позиционировать свой контент, всячески заботиться об уровне (художественном, научном, информационном и т.п.) публикаций.

Соответствующими инструментами поиска должен быть оборудован любой профессионально созданный сайт. Хорошим тоном считается размещение на сайте ссылок на другие ресурсы интернета, в которых может излагаться позиция, отличная от позиции издания. В случае ухода с сайта посетитель будет знать, откуда начинать свое путешествие при поиске нужной ему информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал