Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курс лекций

 

Москва
2000

 

Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитофонной записи и предназначен, в первую очередь, студентам очного и заочного отделений Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В дальнейшем предполагается издание исправленного и отредактированного текста.

 

ВВЕДЕНИЕ

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и
богато украшенному зданию. Курс " Катихизиса" имеет целью изучить главные
" несущие конструкции" и " соединительные узлы" этого здания, понять основные
принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее
свободно ориентироваться в мире богословского знания.

1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОМ КАТИХИЗИСЕ

1.1. Значение слова " катихизис"

Слово " катихизис" происходит от греческого глагола v, что значит " говорить
кому-то", " устно наставлять", " оглашать". Именно в таком значении это слово
употребляется в Новом Завете.
" Достопочтенный Феофил", к которому евангелист Лука обращается в начале своего
Евангелия, " был наставлен (kathchvqh")" (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.
Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, " был наставлен
(hJ`n kathcoumevno") в начатках пути Господня." (Деян. 18, 25).
Первоначально " катихизисом" называлось устное научение основам христианской
веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные
наставления. Таким образом " катихизис" превратился в жанр христианской
вероучительной литературы.
По определению " Пространного Христианского Катихизиса"
" Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской,
преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души" 1.

1.2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в
истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и
опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и
духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел
определяет веру как
" осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1).
По истолкованию " Пространного Катихизиса", это означает
" уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в
настоящем" 2.
Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,
" ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его
воздает" (Евр. 11, 6).
б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение,
в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово " вера"
ап. Павел, когда говорит о людях, которые " отвергли прежнюю веру" (1 Тим. 5,
12), о " невеждах в вере" (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о
христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.
в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное
Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное
общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к
Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17).
Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину,
поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным
признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского
богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, " вера - не психологическое
состояние", а " онтологическая связь (то есть связь по бытию. - О. Д.) между
человеком и Богом, связь внутренне объективная" 3.
С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие -
доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
" Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4, 3).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие
Божие - в этом он не сомневался и ранее, - а в том, что он доверился Богу,
всецело предал себя воле Божией.
Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить
верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу
может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако
ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного
нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством.
Таким основанием может быть только любовь как " совокупность совершенства" (Кол.
3, 14).
" Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога - Любовь по мере своего роста
срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
" Если любите Меня, соблюдите мои заповеди" (Ин. 14, 15); " кто любит Меня, тот
соблюдет слово Мое" (Ин. 14, 23).
В этом смысле ап. Павел говорит о " вере, действующей любовью" (Гал. 5, 6).
г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой
уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к
личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего,
определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание - стремление к
богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно
включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в
соответствие с Божественным замыслом о человеке.

1.3. Предмет настоящего курса

Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор
основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:
а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к
миру и к человеку;
б) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей
человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике
богообщения.
Настоящий курс " Катихизиса" ограничен рассмотрением только основных
вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.

2. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЯКОГО ХРИСТИАНИНА

2.1. Значение разума в религиозной жизни

Почему знание основ христианского вероучения необходимо " всякому христианину"?
Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться
только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением
храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только
областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как
разумное служение Богу (Рим. 12, 1). Такой христианин не в состоянии исполнить
во всей полноте заповедь о любви к Богу.
" … возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем
разумением [! ] твоим (Мф. 22, 37)",
такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.
Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными
силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление
веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга.
Не может быть веры без разума, потому что
1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;
2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.
В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив,
подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках,
принимаемых на веру:
1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум
нас не обманывают4.
Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем
строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной
жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей
причиной невежество в вопросах вероучения.

2.2. Что необходимо для спасения

Целью жизни падшего человека является достижение спасения. " Пространный
Катихизис" учит, что " для благоугождения Богу и для спасения души" необходимы5:
а) " познание истинного Бога"
Но что значит " познать Бога"? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом
смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через
личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание
есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном
единстве с Богом.
б) " правая вера в Него"
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к
миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой,
объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко
отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях
личностного богообщения.
в) " жизнь по вере и добрые дела"
Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.
Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает
сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в
молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать,
необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем
духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной
жизни теоретического знания?

2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание

Богопознание, жизнь с Богом - опытный процесс, но духовный опыт по мере
накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации.
Таким образом возникает наука - богословие.
Слово " богословие" (греч. qeologiva, от qeov" - Бог и lovgo" - слово) в
различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв. отцы
Православной Церкви понимали под " богословием" учение о Боге в Самом Себе, о
Пресвятой Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге - Творце мира, о
Боге - Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, о Втором Пришествии Христовом и
так далее) относили к области Божественного домостроительства, или икономии6.
Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая учение
как о Боге, так и о Его домостроительстве7. В настоящее время под богословием
понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое,
нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе
богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.
" Православное догматическое богословие - наука, в систематическом порядке
раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов),
принимаемых всей полнотой Православной Церкви" 8.
По определению арх. Макария (Булгакова), догматы9 суть
" откровенные (то есть открываемые нам Самим Богом - О. Д.) истины, преподаваемые
людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры" 10.
Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется
догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя
бы основ вероучения необходимо
а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто
его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает
следующие слова своего преподобного учителя:
" Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта…, если бы
не стояла задача научить ближнего" 11.
Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается
совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать
себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в
духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения
принадлежит собственно человеческой активности.
б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное
догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его
отсутствие.

2.4. Догматическое сознание и ересь

Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование " ереси". По
своей сущности ересь (от греч. i{ - выбор, предпочтение) представляет собой
предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного
опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь
связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент
тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне
доступной для человеческого рассудка.
Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения
канонического права еретиками являются все вообще неправославные.
Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда
ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни.
Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и
обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и
саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению
человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:
" Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной
жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в
соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного
бытия" 12.
Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному
представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о
путях достижения спасения человеком.
Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения
способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут
служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного
протестантизма.
В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь
непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных
формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о
духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины,
определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет
истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.
Поэтому в определении " Катихизиса" указывается, что это есть наставление именно
в православной вере13, то есть в истинной вере, свободной от каких-либо
еретических искажений.

2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина

Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний
никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже
самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу.
По словам В. Н. Лосского, " христианское богословие, в конечном счете, всегда
только средство", а " христианская теория имеет значение в высшей степени
практическое" 14. Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные
ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу
религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных
искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для
" благоугождения Богу и спасения души", иными словами, они имеют
сотериологическое значение15. Не случайно свт. Кирилл Иерусалимский называл
изучение догматов " величайшим приобретением" 16. Догматы веры являются
фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не
основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на
песке (Мф. 7, 24-27).

3. ПРАВОСЛАВНАЯ КАТИХИЗИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приобретению человеком четкого догматического сознания служит катихизическая
литература.
Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для
такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания веры. Позднее
стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в
современном значении слова. Среди авторов " катихизисов" были известные отцы и
учители Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются
" Огласительные слова" свт. Кирилла Иерусалимского († 387), " Большое
огласительное слово" свт. Григория Нисского († ок. 394), Enchridition ad
Laurentium… (Руководство для Лаврентия…) блж. Августина († 430), " Катихизис"
прп. Феодора Студита († 820) и др.
Помимо авторских книг, существуют катихизические произведения, где изложение и
истолкование вероучения предлагается от лица Церкви. Такие книги, имеющие
большой авторитет, иногда называют символическими книгами Православия17. К их
числу относятся:
а) " Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной",
составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра
(Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами
(Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643 г. В
Русской Церкви " Православное исповедание" было принято в 1685 г. при патриархе
Иоакиме. В 1696 г. при патриархе Адриане это решение было подтверждено, а
" Исповедание" было рекомендовано в качестве учебного пособия.
б) " Изложение Православной Веры Восточной Церкви" (в Русской Церкви известно под
названием " Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной
вере"). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г.
одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725 г. " Изложение" было
одобрено четырьмя Восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и
Русская Церковь.
Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они
православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного,
латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях.
Очевидно, что " Исповедание" и " Послание" не могут иметь общецерковного
непреходящего значения, как, например, догматические определения Вселенских
Соборов. Несмотря на то что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не
более чем исторические памятники догматического характера.
Для Русской Православной Церкви особое значение имеет " Пространный Катихизис
Православной Кафолической Восточной Церкви", основную часть которого составил
свт. Филарет (Дроздов). Однако этот " Катихизис" нельзя рассматривать как
авторский. Во-первых, он подвергался редактированию. Во-вторых, " Пространный
Катихизис" был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви
и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.
Фактически " Пространный Катихизис" выражает позицию всей Русской Церкви XIX в.
" Катихизис" издавался в трех редакциях: в 1823-1824, в 1827-1828, в 1839 гг. и в
последней, третьей, редакции подвергся переработке в духе латинского богословия.
По своему богословскому уровню " Пространный Катихизис" выше, чем " Православное
Исповедание" и " Послание Восточных Патриархов".
В XX столетии появилось большое количество авторских катихизисов: " Катихизис"
епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), " Катихизис" прот. Владимира
Глиндского, семейный катихизис " Жив Бог", составленный группой православных
христиан из Франции, " Основы Православия" прот. Фомы Хопко и др., однако ни один
из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с " Пространным
Катихизисом".

ПРИМЕЧАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ

1. Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточныя
Церкве. Белосток, 1990 (репринт), с. 3.
2. Там же, с. 4.
3. Лосский В. Н. Вера и богословие. // Спор о Софии. Статьи разных лет. М.,
1996, с. 152.
4. Хопко Фома, прот. Основы Православия. Минск, 1991, сс. 25-26.
5. Пространный Христианский Катихизис…, с. 3.
6. " Икономия (oijkonomiva, от oi[ko" - дом и novmo" - закон) буквально означает
" искусство управления домом". Этим термином свв. отцы называли деятельность Бога
в творении. На русский язык oijkonomiva обычно переводится как
" домостроительство".
7. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое
богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 8.
8. Там же.
9. Слово " догмат" происходит от греческого глагола doke`in, имеющего значение
" думать", " полагать", " казаться правильным". Непосредственно слово " догмат"
образовано от формы перфекта глагола doke`in - dedovgmh, что может быть
переведено как " положено", " решено", " установлено".
10. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие.
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993 (репринт), т. I, с. 7.
11. Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. Париж, 1952, с. 82.
12. Там же, с. 60.
13. Греческое слово ojrqodoxiva допускает двоякий перевод. Слово o[rqo" означает
" прямой, верный", а слово dovxa может иметь два значения: а) мнение,
представление; б) слава. Греки понимают слово ojrqodoxiva как " правомыслие",
однако на славянский язык это слово было переведено как " православие".
Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской
веры как образа жизни, а не только образа мысли.
14. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое
богословие. М., 1991, с. 10.
15. Сотериологический (от греч. swthriva- спасение) - имеющий положительное
отношение к делу спасения.
16. Огласительные поучения, IV, 2. //Поучения огласительные и тайноводственные.
М., 1991, (репринт), с. 43.
17. О символических книгах Православия см.: Василий (Кривошеин), арх.
Символические тексты в Православной Церкви //БТ., 1968. Сб. 4, сс. 18-27.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ПОНЯТИЕ О

БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ

ГЛАВА I

ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ

1. Естественный и сверхъестественный
пути богопознания

Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем
наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством
изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для
человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение
веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей
действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. В самом
деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например принять
канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое
змея. Житель Крайнего Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми
рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы
увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо
уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником
нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной
деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог
же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает " над
всеми" (Еф. 4, 6). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру1. Конечно,
человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование
тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать
и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту,
гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что
иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам
христианского апологета Тертуллиана (II-III в.), по природе является
христианкой2. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется
естественным богопознанием.

2. Два пути естественного богопознания

Различают два пути естественного богопознания.
а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного
космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя.
В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать
через Его творения:
" подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые
из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали
Виновника" (Прем. 13, 1-2),
поскольку
" вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений
видимы" (Рим. 1, 20).
" Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из
творений Его", - учит прп. Максим Исповедник3.
По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира - значит
ничего не видеть в ясный полдень4.
б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что
" Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого" 5, " знание, что Бог есть, нам от
природы всеяно" 6.
Поэтому
" если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в
устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь
великую премудрость своего Создателя" 7,
говорит свт. Василий Великий.

3. Сверхъестественное богопознание

3.1. Познание Бога из Божественного Откровения

Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма
несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых,
может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о
Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у
человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное
богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого
способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое
знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По
определению " Пространного Катихизиса", Божественное Откровение есть
" то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в
Него, и достойно чтить Его" 8.
Именно из Божественного Откровения " почерпается учение Православной веры" 9.
Особое внимание следует обратить на слово " спасительно". Божественное Откровение
имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о
Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение
Откровения во Христе

Поскольку " по греховной нечистоте и немощи духа и тела" не все способны общаться
с Богом " лицом к лицу", то и " не все человеки способны непосредственно принять
Откровение от Бога". Поэтому Бог
" употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное
всем человекам, желающим принять оное" 10.
К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все
ветхозаветные пророки, проповедавшие " начатки Откровения Божия". Божественное
Откровение - не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог
постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия
дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение
ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына
Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения " полноте … и совершенстве
принес на землю Откровение Божие" 11.
" Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил"
(Ин. 1, 18);
" … никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому
Сын Хочет открыть" (Мф. 11, 27).

3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения

Откровение Бога во Христе предназначено " для всех человеков, как для всех нужное
и спасительное" 12, потому что Бог хочет, чтобы " все люди спаслись и достигли
познания истины" (1 Тим. 2, 4).
Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов
на проповедь, говорит:
" Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания
века" (Мф. 28, 19. 20).
Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и
предназначено на все времена.

3.4. Полнота новозаветного Откровения

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь
сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили
" многократно и многообразно" (Евр. 1, 1), поскольку каждый из них сообщал только
ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом
Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков
свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе
Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто
тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о
своем опыте богопознания - во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.
Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им " все, что слышал от Отца" (Ин.
15, 15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям
" всю волю Божию" (Деян. 20, 27). Поэтому после Христа в принципе не может быть
дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного
от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении
Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под
анафему ап. Павла:
" … если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы
благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8).

ПРИМЕЧАНИЯ. ГЛАВА I

1. Трансцендентный (от лат. transcedere - переступать) - находящийся за
пределами опыта, недоступный для познания и воздействия.
2. Апология, п. 17. //Отцы и учители Церкви III века (антология). М., 1996, т.
II, с. 341.
3. Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима
Исповедника, кн. 1. 1993, с. 175.
4. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992, (репринт), с. 69.
5. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. I, с. 3.
6. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. III, с. 5.
7. Творения, т. 4. Сергиев Посад, 1892, с. 43.
8. Пространный Православный Катихизис…, с. 5.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.

 

ГЛАВА II

ПОНЯТИЕ О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
И СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ1

Согласно " Пространному Катихизису", двумя способами сохранения и распространения
Божественного Откровения являются Священное Предание и Священное Писание2.

1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

" Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие
Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры,
закон Божий, таинства и священные обряды" 3.
Само слово " предание" (греч. paravdosi") означает передачу, оставление в
наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс
передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей
Божественное Откровение.
" … я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1 Кор. 11, 23),
говорит ап. Павел.

1.1. Священное Писание о Священном Предании,
понимание Священного Предания у раннехристианских авторов

В книгах Нового Завета слово " предание" обозначает не процесс передачи, а само
передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:
" … стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим"
(2 Фес. 2, 15);
" Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал
вам" (1 Кор. 11, 2).
Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп
Смирнский († 156) пишет " о преданном изначала слове" 4, а сщмч. Ириней Лионский
(† 202) говорит о " предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в
церквах через преемство пресвитеров", об " апостольском предании", о " церковном
предании от апостолов" 5.
Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в
Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:
" Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно"
(Ин. 17, 8).
Согласно Тертуллиану, учение веры " церквами принято от апостолов, апостолами от
Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога" 6.
Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием
апостольской проповеди7 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное
учение, во всей полноте открытое во Христе.

1.2. Божественное Откровение -
принцип единства Священного Предания

Хотя в Новом Завете (2 Фес. 2, 15) и в творениях свв. отцов8 иногда говорится о
" преданиях" во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как
совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию.
Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым
обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его
происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания.
Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных
вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин,
главная цель - в том, чтобы все " уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий,
и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной
Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него
человеческого рода. Эта тайна, " сокрытая от веков и родов, ныне же открытая
святым" (Кол. 1, 26), выступает в Предании как источник и основание его
внутреннего единства9.

1.3. Три уровня Священного Предания

Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому
учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано.
Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание говорит
нам о Боге, о богопознании. Но подобное, как отмечал еще Платон, познается
подобным, и чтобы понимать то, что собственно передается в Предании,
предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о
богопознании, иначе говоря, иметь личный опыт богообщения. Протопресвитер Иоанн
Мейендорф († 1992) утверждает, что:
" … предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Она
предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на
путях постижения истины" 10.
" … подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4, 16),
призывает коринфских христиан ап. Павел.
Таким образом, понятие " Предание" включает в себя не только букву учения,
передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением,
который может быть передан только личным примером.
Однако Господь Иисус Христос не только передал ученикам богооткровенное учение,
не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также
повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает
путь к разумению Божественной истины.
" … вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями"
(Деян. 1, 8),
сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Господа Иисуса Христа
постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт жизни во Христе
есть опыт благодатный.
" Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для
запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно
при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении" 11.
Ап. Павел утверждает, что:
" … никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым" (2
Кор. 12, 3).
Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом может только тот,
на чье сердце предварительно воздействовал Святой Дух. Поэтому, по словам свт.
Филарета Московского,
" Священное Предание - это не только видимая и словесная передача учений, правил,
постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение
благодати и освящения" 12.
Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня
передаваемого:
а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это
учение заключено;
б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в
соответствии с богооткровенным учением;
в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством
церковных таинств.
" Священное Предание - это не только собрание множества письменных документов,
это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом" 13.

2. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ В ОСОБЕННОСТИ

2.1. Понятие о Священном Писании. Библия

Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного
Писания. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: " ты из детства знаешь священные
писания" (1 Тим. 3, 15).
По определению " Пространного Катихизиса", Священным Писанием называются
" книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых
Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею" 14.
Откуда произошло это название? Примерно в 20 км севернее г. Бейрута на
средиземноморском побережье находится небольшой ныне арабский, в прошлом
финикийский, город Жибел. В Священном Писании он упоминается под названием Гевал
(Иез. 27, 9). Греки называли этот портовый город " Библос". Поскольку через этот
порт в Грецию доставлялся писчий материал, само слово " библос (bivblo")" стало у
греков означать книгу. " Библия (bibliva)" - это множественное число от bivblo".
Таким образом, буквальное значение слова " Библия" - книги15. Слово bivblo" в
греческом языке среднего рода. Со временем слово bibliva (мн. ч., ср. р.)
" превратилось в слово единственного числа женского рода, стало писаться с
большой буквы и применяться исключительно к Священному Писанию, сделавшись его
своего рода собственным именем: Библия. В этом качестве оно перешло во все языки
мира. Оно хочет показать, что Священное Писание есть книга по преимуществу, то
есть превосходит по своему значению все прочие книги благодаря своему
Божественному происхождению и содержанию, Вместе с тем, оно подчеркивает и ее
существеннейшее единство: несмотря на то, что в ее состав входят многочисленные
книги самого различного характера и содержания < …> она, тем не менее, является
единым целым благодаря тому, что все разнородные элементы, вошедшие в ее состав,
содержат раскрытие одной и той же основной истины: истины о Боге, открывающемся
в мире < …> и строящим наше спасение" 16.

2.2. Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их
богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих
книг является Сам Бог.
Необходимо сказать несколько слов о неправильном понимании богодухновенности.
Иногда богодухновенность понимается чисто отрицательно. Дело написания священных
книг всецело усвояется человеку, а действие Духа Святого ограничивается лишь
тем, что Он гарантированно предохраняет автора от возможных еретических
заблуждений. Фактически такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как
таковой, ибо со стороны своего содержания священные книги оказываются
произведениями чисто человеческими, а деятельность Святого Духа сводится к
своего рода духовной цензуре, которая " не пропускает" никаких ложных мнений.
Противоположная крайность выражается в отрицании за человеком вообще всякой
свободы, и авторы священных книг рассматриваются как некие автоматы, механически
выполняющие волю всецело владеющего ими Божества. Конечно, Бог вдохновляет
авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и
нравственное содержание, но личная самостоятельность человека при этом не
устраняется. Создание священных книг - творческий процесс, требующий от человека
напряженного интеллектуального труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно
обратиться к первым стихам Евангелия от Луки (Лк. 1, 1-3). Библейские книги
значительно разнятся и по стилю, и по языку, передавая яркие индивидуальные
особенности их авторов.
Дать исчерпывающее определение богодухновенности представляется практически
невозможным. Постараемся пояснить смысл этого понятия с помощью примера. Почему
книги Священного Писания мы называем богодухновенными, тогда как другим
достойным уважения писаниям, например творениям свв. отцов или гимнографическим
произведениям, отказываем в этом праве, хотя часто они также были созданы
людьми, исполненными Святого Духа? Отличие книг Священного Писания от прочих
произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и
соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве
автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека,
помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам
Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только
воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли
соавтора.
При изучении Священного Писания необходимо иметь в виду, что Священное Писание
имеет две стороны - Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в
том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона же
человеческая - в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей
определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре, поэтому библейские
книги отражают космологические, естественнонаучные, исторические представления
людей эпохи их создания. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную
Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится
только к веро- и нравоучительным истинам, но вовсе не означает непогрешимости
Библии с точки зрения наук естественных и исторических.

2.3. Канон книг Священного Писания

Слово " канон (kavnono")" по-гречески буквально означает " тростник". В древности
из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных
работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В
Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации17.
Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый
Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги
называются каноническими.
" … Церковь, руководимая Святым Духом, особо выделила эти книги в совершенно
отдельный сборник, который она утвердила и предложила верующим как книги,
которые содержат образец истинной веры и благочестия, пригодный на все времена.
К канону Священного Писания нельзя прибавить новых книг и также нельзя от него
чего-либо убавить… " 18.
В зависимости от времени написания книги Священного Писания разделяются на " два
отделения".
" Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются
Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова,
называются книгами Нового Завета" 19.
Слово " завет (евр. berit)" означает в первую очередь " контракт, договор, союз".
Но так как обетования Божии были обращены к будущему и Израиль должен был
унаследовать связанные с ними блага, то на греческий язык это слово было
переведено как diaqhkhvЌ, то есть " завет или завещание" 20.
Началом, сопрягающим оба Завета в единое и неразрывное целое, является личность
Господа Иисуса Христа.
" И Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа…, потому
что они ведут к Нему, говорят о Нем и в Нем находят свое исполнение" 21.

2.3.1. Священные книги Ветхого Завета

Ветхий Завет есть " древний союз Бога с человеком", сущность которого состоит " в
том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к
принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и
прообразования" 22.
Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве ветхозаветных книг:
" Все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения, для исправления,
наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16).
А ап. Петр, говорит, что
" никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда
пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые
Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пт. 1, 20-21).
Само наименование " Ветхий Завет" введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8,
13).
Канон книг Ветхого Завета
" Христианская Церковь приняла … от Ветхозаветной Церкви Еврейской" 23.
Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе
364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась
ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт.
Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит
список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV
столетии24.
Книги Ветхого Завета
" можно разделить на четыре следующие разряда":
а) " Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого
Завета".
К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
" Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева (Лк. 24,
44)".
б) Книги исторические, " которые содержат преимущественно историю благочестия":
Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь.
в) Книги учительные, " которые содержат учение благочестия": книга Иова,
Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.
г) Книги пророческие, " которые содержат пророчества или предсказания о будущем,
и наипаче о Иисусе Христе": книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и
Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия,
Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии25.
Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета
несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры,
Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса,
Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного
чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт.
Афанасия Великого, эти книги
" назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь" 26.
Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является
язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета
сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до
нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в
латинском переводе.
В III в. до Р. Х. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с
древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Филадельфа
Птолемея. По преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими
толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого завета получил название
" Септуагианта". Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета
авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными
книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий
текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более
соответствует церковному учению27.

2.3.2. Священные книги Нового Завета

Новый Завет есть " новый союз Бога с человеками", сущность которого состоит
" в том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя,
Единородного Сына Своего, Иисуса Христа" 28.
Само наименование " Новый Завет" впервые встречается в Иер. 31, 31, где Бог
говорит через пророка, что некогда Он заключит " с домом Израиля и с домом Иуды"
новый союз, отличный от завета, заключенного через Моисея. Это пророчество
исполнилось на Тайной Вечери, когда Господь Иисус Христос назвал новый союз с
человеками, установленный в Его Крови, " Новым Заветом" (Мф. 26, 28). Ап. Павел
именует Иисуса Христа " ходатаем нового завета" (Евр. 9, 15).
О богодухновенном достоинстве книг Нового Завета, в частности, Павловых
посланий, свидетельствует ап. Петр, когда называет послания ап. Павла
" Писаниями" (2 Пт. 3, 16). Слово " писание (grafhv)" уже в апостольский период
являлось техническим термином для обозначения именно священных богодухновенных
книг29.
Священные книги Нового Завета со значительной степенью условности также можно
разделить на:
а) книги законоположительные, " преимущественно составляющие основание Нового
Завета".
" Сим именем справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги
Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна".
Само слово " Евангелие (eujaggevlion)" " есть греческое, и значит Благовестие, то
есть добрую весть или радостную весть… " Потому,
" что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о
Божественном Спасителе, и о вечном спасении".
б) книга историческая, а " именно книга Деяний Святых Апостолов". Греческое слово
" апостол (ajpovstolo")" значит посланник.
в) книги учительные: семь Соборных Посланий: (Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е, 2-е,
3-е Иоанна, Иуды) и четырнадцать Посланий Апостола Павла (к Римлянам, 1-е и 2-е
к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-е и 2-е к
Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям).
г) книга пророческая: Апокалипсис, содержащая в себе " таинственное изображение
будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира" 30.
Греческое слово " апокалипсис (ajpokaluvyi")" в переводе значит " откровение".
Все книги Нового Завета написаны на александрийском диалекте древнегреческого
языка - койнэ (koinh;).
Канон книг Нового Завета сформировался не сразу. Новозаветные книги,
впоследствии вошедшие в канон, были написаны между 40 и 100 годами по Р. Х.
Однако наряду с ними в первые века исторического бытия Церкви существовало
множество других книг, претендовавших на место в новозаветном каноне. Хотя в
общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века31, относительно
некоторых книг (Иак., Иуд., 2 Пт., 2 и 3 Ин., Евр., Апок.) долгое время
сохранялось сомнение. В то же время в канон иногда включались книги, которые
затем были из него исключены: " Дидахэ", " Пастырь" Ермы, Послание Варнавы,
Послание Климента Римского к Коринфянам и др. В настоящем виде новозаветный
канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском
Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.32. Большинство книг, не признанных
Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как вышедшие из
среды еретиков, их называют апокрифическими. Некоторые книги, хотя и не были
признаны богодухновенными и не входят в канон, тем не менее, рекомендуются
Церковью для назидательного чтения, например протоевангелие Иакова, евангелие от
Никодима, " Пастырь" Ермы и др.

2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие

" Пространный Катихизис" указывает пять таких признаков33:
а) " Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено
разумом человеческим".
б) " Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума
Божия".
Сравнительный анализ христианского Откровения и древних религий и философий
убеждает в том, что христианское веро- и нравоучение не могло возникнуть
естественным путем, не могло развиться ни из языческих религий и философий, ни
даже из богооткровенной религии Ветхого Завета. Так, ни одна естественная
философия не смогла возвыситься до учения о Боге Троице или о Боговоплощении, ни
в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Между христианским
учением и духовным опытом дохристианского человечества нет плавного перехода,
между ними - разрыв, который может быть объяснен только непосредственным
вмешательством Бога, новым этапом Божественного Откровения.
в) " Пророчества".
Предвидеть события будущего с определенной степенью вероятности может всякий
человек, обладающий научными знаниями, жизненным опытом и интуицией. Однако
библейские пророчества несравненно превосходят естественный уровень человеческих
знаний, это не прогноз, не указание тенденций развития, но предсказание
совершенно случайных конкретных событий, неповторимых в опыте.
По способу своего произнесения библейские пророчества резко отличаются от
предсказаний, с которыми мы встречаемся в мире языческом. Последние имеют своим
источником мир падших духов. Следует отметить пять основных отличий:
1) Библейские пророки всегда пророчествуют не от своего лица, но от имени Бога,
ощущают себя органами Божиими.
" Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23, 2), -
восклицает царь и пророк Давид.
2) Библейские пророчества не предваряются никакими приготовлениями в виде
совершения тех или иных обрядов, ритуалов, медитаций, необходимых для
установления контакта с миром падших духов, как, например, на спиритических
сеансах.
3) Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание, не
впадая в состояние транса, подобно шаманам или древним пифиям.
4) Библейские пророчества имеют конкретный, определенный характер и лишены
всякой двусмысленности.
5) Деятельность библейских пророков несовместима ни с какой личной корыстью.
Ощущая себя служителями одного только Бога, пророки вынуждены пророчествовать
даже в ущерб себе, как, например, пророк Иеремия, когда он предсказывал
разрушение Иерусалима и плен богоизбранного народа.
Конечно, пророчества, исполнение которых находится в хронологических рамках
библейской истории, не могут убедить человека скептически настроенного. Поэтому
с апологетической точки зрения наибольший интерес представляют пророчества,
которые исполнились значительно позднее, чем был написан Новый Завет, например
безвозвратная гибель галилейских городов, осужденных Спасителем (Мф. 11, 21-24).
Протестантский библеист Дж. Макдауэлл в своей книге " Неоспоримые свидетельства"
подробнейшим образом рассматривает ряд библейских пророчеств, которые
исполнились в мельчайших подробностях, причем исполнение этих пророчеств от
времени их произнесения отдалено порой столетиями и даже тысячелетиями34.
г) " Чудеса".
" Пространный Катихизис" называет чудесами
" Дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но
токмо Всемогущею силою Божиею" 35.
Чудеса не есть нарушение законов природы, Бог не разрушает то, что Сам создал, и
то, что Сам установил, но препобеждение естественных законов силою, несравненно
большею, чем сами эти законы:
" Бог идеже хощет, побеждается естества чин" 36.
Описание в какой-либо книге чудес само по себе, естественно, не может убедить в
ее богодухновенном достоинстве. Однако в Библии, особенно в Новом Завете,
поражает не само описание чудес, а отношение к ним, то место, которое отводится
чудесам в библейском повествовании. В отношении к чудесам обнаруживается
принципиальная разница между Библией и языческими мифами, " священными книгами"
других народов. В язычестве в описании чудес находит выход религиозная фантазия,
чудеса здесь лишены внутреннего смысла, они самодовлеющи, их назначение -
удивить, поразить воображение человека. В язычестве чудеса являются средством
убеждения или, лучше сказать, средством принуждения к вере. Отказавшись сойти с
Креста, когда это предлагали Ему иудеи (Мф. 27, 40-42), Господь отверг чудо как
средство убеждения. Чудеса Христовы - не принудительные доказательства, а
свидетельства, которые, будучи обращены к сердцу и совести человека, не
уничтожают его внутренней свободы:
" дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые,
свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 36).
В Священном Писании чудеса не имеют самодовлеющего значения и не совершаются
ради их самих. Для обозначения чудесных событий в Священном Писании используются
два слова:
а) знамения
" Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…" (Мф. 12,
39);
" Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали? " (Ин. 6, 30)
Слово " знамение" означает, что чудесные действия исполнены внутреннего смысла,
преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. Чудо всегда
есть некоторое откровение. Например, чудо Преображения Спасителя является
откровением о Его Божественном достоинстве.
б) силы
" Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во
вретище и пепле покаялись" (Мф. 11, 12);
" Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа"
(Деян. 4, 33).
Слово " силы" указывает на то, что действительная причина чудесных событий лежит
вне естественных законов природы, что чудеса суть проявление силы Божией.
Поэтому соприкосновение с чудом всегда есть приобщение Божественному действию.
По этой причине чудеса Спасителя, например, исцеления, не только освобождали
недугующих от физических болезней, но обычно имели своим следствием также и
благодатное воздействие на их души.
Таким образом, для Священного Писания важен не сам факт чуда, а его смысл,
внутреннее содержание, ибо каждое чудо есть откровение Божие, явление " Царствия
Божия, пришедшего в силе" (Мк. 9, 1).
5) " Могущественное действование сего учения не сердца человеческие, свойственное
только Божией силе" 37.
Возможно, это наиболее убедительное свидетельство о богодухновенном достоинстве
Священного Писания, ибо огромное множество людей различных национальностей,
разного звания, образования и состояния под воздействием Слова Божия самым
решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу.

2.5. Правила чтения Священного Писания

" Пространный Катихизис" указывает три основных правила, которым необходимо
следовать при чтении священных книг38.
а) " … должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о
разумении оного".
Для правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что
Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва,
поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для
проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Прп. Исаак
Сирин (VI-VII вв.) учит:
" никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы
помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить
могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл" 39.
Особенно полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова
Божия сопряжено с церковной молитвой и само слушание Священного Писания
предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего
ума для разумения Писания. Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один
из способов богообщения.
" Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но,
отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему" 40;
б) " … должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего
наставления в вере и побуждения к добрым делам".
Иными словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том
случае, если, читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не
преследуя каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление
проповеди или статьи, расширение кругозора и тому подобное
в) " … понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых
Отец".
" Церковь знает множество святых, которые, будучи богословами и духовными
учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами
Церкви, а их учение называется " святоотеческим" … Все Святые Отцы… сочетали
блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно
Святыми Отцами Церкви" 41.
Почему Священное Писание следует понимать согласно изъяснениям свв. отцов
Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде,
распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл
Священного Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании
Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному,
незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого
самочинного и упрощенного толкования Священного Писания многократно
предупреждали свв. отцы. Свт. Григорий Нисский писал:
" Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято
в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом".
Поэтому надо
" благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом,
пребывать в границах их учения и знания42.
В действительности никакого чистого с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Кіріспе. І бөлім. Инфляцияның теориялық аспектілері
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал