![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды эластичности спроса и предложения.
Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной величины, выраженная как отношение процентных изменений данных величин. Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его процентному изменению цены данного товара, при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос рассматриваются как условно постоянные.
Если изменение цены > 50 %, необходимо рассчитать дуговую эластичность по ср. пок-лям цены и объёмам спроса (более точно). Если < 50 %, то рассчитывают точечную эластичность по первоначальным значениям цены и объёмам спроса. Значение коэффициента ценовой эластичности отрицательное в соот. с законом спроса, но «–» во внимание не принимается и учитываются лишь абсолютное значение коэффициента. Коэффициент ценовой эластичности показывает, на сколько %-ов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %. Типы ценовой эластичности спроса: 1. 2. 3. 0< 4. 5. Тип эластичности определяет зависимость между изменением цены и выручкой произ-ля. Если спрос эластичный, то цена и выручка изменяются в противоположном направлении. Если неэластичный, то в одинаковом направлении. Если единичный, то изменение цены не меняет выручку (сокращение цены, но рост спроса). Эластичность спроса по доходу – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его %-му изменению денежного дохода потребителя при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, рассматриваются как условно постоянные.
1) 2) - 0< - Перекрёстная эластичность спроса – это отношение %-го изменения величины спроса на 1 товар к вызвавшему его %-му изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, являются условно постоянными. Перекрёстная эласт-ть спроса показывает реакцию спроса данного товара на изменение цены сопряжённых с ним товаров: 1) 2) 3) На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы: 1.Наличие товаров-заменителей (чем больше товаров-заменителей, тем более эластичен спрос на товар). 2.Фактор времени (чем больше промежуток времени от момента изменения цены до принятия решения о покупке, те более эластичный спрос). 3.Доля расходов, приходящаяся на данный товар в общем бюджете потребителя (чем больше доля расходов, тем более эластичен спрос). 4.Степень необходимости товара для потребления (чем больше необх-ть товара в потреблении, тем менее эластичен спрос на него). Эластичность предложения по цене – это отношение %-го изменения величины предложения товара к вызвавшему его %-му изменению цены данного товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на предложение, являются условно постоянными. Коэффициент положительный, что объясняется действием закона предложения. Типы ценовой эластичности предложения: 1. 2. 3. 0< 4. 5. Независимо от типа эластичности предложения цена товара и выручка произ-ля всегда изменяются в одинаковом направлении. Чем больше степень эластичности, тем более быстрыми темпами происходит изменение выручки в ответ на изменение цены. Перекрестная эластичность предложения – это отношение %-го изменения величины предложения на 1 товар к вызвавшему его %-му изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на предложение, являются условно постоянными. 1) 2) 3) К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся: 1.Способность к длительному хранению и стоимость хранения товара (чем больше срок хранения товара и дешевле стоимость его хранения, тем эластичнее предложение). 2.Особенности производственного процесса (если произ-ый процесс позволяет в короткие сроки существенно увеличивать объёмы про-ва товара, предложение товара явл-ся эластичным). 3.Фактор времени. Разл-ют 3 периода времени: мгновенный(А), короткий(Б) и длительный(В). Мгновенный период – очень короткий промежуток времени, в течение к-го произ-ль не успевает отреагировать на изм-ие спроса, в рез-те объём предл-ия товара не изм-ся, увел-ся лишь цена, предл-ие товара явл-ся абсолютно неэластичным. В коротком периоде произ-ль может увеличивать объём предл-ия товара за счёт продажи имеющихся запасов, более интенсивного исп-ия оборудования, привлечения допол-ой рабочей силы, однако увел-ие объёма предл-ия ограничено. В длительном периоде произ-ль может увеличивать объём предл-ия товара неограниченно за счёт увел-ия произв-ой мощности п/п, кроме того в отрасль могут приходить новые п/п-произ-ли, что в свою очередь также увел-ет отраслевое предл-ие товара, соот-но предл-ие в длит.периоде явл-ся наиболее эластичным. Т.о. чем больший промежуток времени имеется в распоряжении произ-ля, тем более эластичным явл-ся предл-ие товара.
|