![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Равновесие потребления.
Теория повеления потребителя базируется на положениях: - концепция полезности товара - сущность бюджетного ограничения - предположения о максимизации полезности в рамках существующего бюджетного ограничения Полезность – это степень удовлетворения потребителя от использования к.-л. товара или услуги. Два подхода к определению полезности: количественный и качественный Количественный подход предполагает, что полезность любого блага можно измерить количественно в абсолютных величинах. Для этого используются условная теоретические ед-цы измерения полезности – ютилы. В соот. с данным подходов вводится понятие предельной пол-ти. Предельная полезность – это добавочная полезность, извлекаемая потребителем их одной дополнительной единицы определенного товара (MU=DTU/DQ). Общая полезность – это суммарное удовлетворение, получаемое потребителем от использования всех единиц определенного товара (сумма предельных полезностей каждой ед-цы товара) (TU=MU1+MU2+…+MUn). Закон убывающей предельной полезности: Каждая последующая единица определенного товара имеет для потребителя все меньшую и меньшую предельную полезность, т. к. по мере увеличения потребления товара потребность потребителя насыщается. Закон убывающей предельной полезности объясняет нисходящий характер кривой спроса - каждая последующая единица товара для потребителя имеет меньшую полезность и он готов приобрести товар только по более низкой цене. Порядковая теория поведения потребителя исходит из того, что полезность нельзя измерить в абсолютных величинах, т. к. полезность категория субъективная. Предлагают использовать относительную шкалу измерения полезности. Строится система предпочтений для конкретного потребителя на основе ранжирования или сопоставления различных потребительских наборов товаров и услуг. Систему предпочтений отображают с пом-ю функции полезности (u = f (Х; У)). Графическое отображение функции полезности – кривые безразличия, к-ые показывают все возможные сочетания 2-х товаров, которые имеют для потребителя одинаковый общий уровень полезности. Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия, отражающая систему предпочтений определенного потребителя в отношении двух конкретных товаров Х и У. Предельная норма замещения товара У товаром Х показывает то количество товара У, от которого готов отказаться потребитель при увеличении потребления товара Х на 1 единицу (общий уровень полезности не меняется). MRSХУ = - DУ/DХ Бюджетное ограничение показывает все возможные сочетания 2-х товаров, к-ые потребитель может приобрести при данных ценах и определенном уровне дохода. I=Px*X=Py*Y (Px – цена товара Х, Х – кол-во товара Х) y=-kx+b Угол наклона бюджетной линии отражает угловой коэффициент k=Px/Py. Если изменяется денежный доход потребителя или общий уровень цен в экономике, происходит параллельное смещение бюджетной линии. При относительных изменениях цен меняется угол наклона бюджетной линии.
Оптимальный потребительский выбор должен отвечать двум условиям: 1)укладываться в ограниченный денежный доход; 2)приносить потребителю максимальную из возможных полезность. Графически оптимальный потребительский выбор отображается точкой равновесия потребителя, причем данная точка должна находится на бюджетной линии и на наивысшей из доступных при данном бюджете кривой безразличия. Правило максимизации полезности: потребитель получает максимальную полезность от товарного набора только в том случае, когда предельные полезности в расчете на рубль затрат по каждому из товаров равны. При изменениях денежного дохода и цен товаров изменяется положение бюджетной линии. Образуются новые точки равновесия потребителя. Линия доход-потребление проходит через все точки равновесия потребителя, связанные с изменением дохода. Линия цена- потребление содержит все точки равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе стоится кривая спроса на данный товар.
|