Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заниженная/завышенная самооценка ребенка. Формирование адекватной самооценки.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Ребенок не хочет учиться» — истинные причины и Что делать? Насколько адекватна самооценка у Вашего ребенка? Оценка сама по себе может быть объективной или субъективной. Если существует четкий эталон, с помощью которого определяется степень верности чего-либо, то, отталкиваясь от этого эталона, можно дать объективную оценку. Например, если ученик пишет, что 2*2=5, а учитель определяет данный ответ как неверный, то оценка объективна. Если же такого эталона не существует, и включаются чувства учителя, то он не всегда сможет объяснить, почему он оценил работу ученика именно так. Например, если два ученика сделали одинаковое количество ошибок в контрольной, а учитель поставил им разные отметки – его оценка в таком случае субъективна. Многие родители принимают субъективную оценку учителя за объективную, не беря в расчет ощущения самого ребенка от выполненной работы или выученного урока. Некоторые также интересуются тем, «что получили остальные?». В случае, если оценка ребенка выше средней по классу, они его хвалят. В случае, если она ниже средней – высказывают недовольство. Исходя из чего в данном случае формируется оценка родителя? Часто – из субъективной оценки учителя плюс среднего результата по классу. И даже если изначально ребенок уверен, что оценка несправедлива, то со временем (в случае повтора таких ситуаций) он может засомневаться в своей правоте. Но что если оценка учителя основана на личной неприязни к ученику или, наоборот, симпатии (такое, к сожалению, встречается довольно часто)? В этом случае формирующаяся самооценка ребенка будет заниженной или завышенной, соответственно. Неадекватная же самооценка может привести в будущем к печальным последствиям (к трудностям самореализации и проблемам в общении), а сегодня – к нежеланию учиться. Предположим, что ребенок не готовился совсем и получил оценку выше средней, или, наоборот, учил, разбирался, потратил много сил и времени – но получил низкую оценку? Вы похвалите его в первом случае, и поругаете во втором? А как же его ожидания и его собственные ощущения? Спрашиваете ли вы своего ребенка – как он сам оценивал свои знания? На чем основывались его ожидания? И почему, по его мнению, полученная оценка им не соответствует? Если вы привыкли спрашивать об этом, то, скорее всего, у Вас нет проблем в отношениях с ребенком. А если нет? Если не спрашиваете?.. Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной. В каждом из этих случаев ему можно помочь. Но самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей. И тут мы подошли к вопросам целей, мотивации и истинного интереса к учебе.
|