![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧАСТЬ 2. 1) Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса?
1) Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса? «Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. < …> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…» Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1.
2) Проанализируйте ситуацию описанную в «Линь-цзи лу». Почему ученики узнав о поведении Цзин-шаня ушли от него? Каких качеств, необходимых наставнику, у него не оказалось? «У наставника Цзин-шаня было 500 учеников, но из них мало кто решался прийти к нему на собеседование (боясь побоев). Хуан-бо велел Линь-цзи испытать его... Линь-цзи пришел в монастырь Цзин-шаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел Цзин-шань поднять голову, как Линь-цзи неожиданно закричал на него; «Хэ!» Цзин-шань в замешательстве открыл рот [не найдя что ответить]. Линь-цзи тряхнул рукавами и вышел». Узнав о поражении своего наставника, ученики ушли от него». Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983. С.81
3) Будда отказался дать ответ на 5 вопросов (стараясь избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и уничтожении): – Вечен ли мир? – Конечен ли мир? – Тождественна ли душа с телом? – Бессмертен ли познавший истину? – Можно ли назвать его бессмертным или смертным?
Проанализируйте диалог Нагасены с Царем Милиндом и ответьте, какой принципиальный для буддизма вопрос обсуждали царь и Нагасена? Что доказал Нагасена? Какой диалектический прием использовал Нагасена в споре? Царь: Вы говорите, что ваши братья по ордену называют вас Нагасеной? Что же такое Нагасена? Не хотите ли вы сказать, что волосы на голове – это Нагасена? Нагасена: Я этого не говорил, великий царь. Царь: Тогда не означает ли Нагасена ногти, зубы, кожу, мясо, жилы, жир и мозги? Нагасена: Нет, великий царь. Царь: Может быть это все вместе - 5 скандх: рупа (чувственные элементы); самскара (связи дхарм и их чередование), ведана (аффекты), санджня (восприятие, понимание), виджняна (самосознание) – составляют Нагасену? Нагасена: Нет, великий царь Царь: Может быть, все вместе и еще что-нибудь будет Нагасена? Нагасена: Нет Царь: Что же такое Нагасена? Это пустой звук? Кто же тогда Нагасена? Нагасена: Царь, ты приехал на колеснице или пришел пешком? Царь: На колеснице, уважаемый. Нанасена: Что такое колесница? Это остов? Это колесо? Царь Нет, почтенный. Нагасена: Тогда, значит, все эти части составляют колесницу? Царь: Нет, господин. Нагасена: Тогда, может быть, есть что-то вне их, составляющее колесницу? Царь: Нет, почтенный. Нагасена: Царь утверждает, что приехал на колеснице, но не может в точности сказать, что именно он утверждал? Цит. по: Мень А. История религий: в 7 т. Т. 3. М., 1992. С. 131-132 4) Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит? «Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее». Цит по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143
|