Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъектная структура и основные модели конкурентно-рыночной экономики.
Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка раскрывает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют. Как известно, субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы. Под термином «домашнее хозяйство» не понимается какое-то производство, семейное предприятие, личное подсобное хозяйство, он никак не связан с процессом производства. Человек может работать на каком-то предприятии либо быть собственником предприятия, но одновременно является членом домашнего хозяйства. Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов). Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность. Их собственниками являются исключительно индивиды (домашние хозяйства), фирмы не владеют ресурсами. Правда, некоторые виды ресурсов (земля, капитал) могут также находиться в государственной собственности. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств. Человек, который работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде заработной платы. Доход собственника капитала — процент с капитала. Собственник земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (следует оговориться, что понятие «рента» в экономической науке и практике имеет много других значений, кроме приводимого здесь). Наконец, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, использует свой специфический ресурс — предпринимательскую способность и получает доход в виде прибыли.Вторая категория участников рынка — это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ — доходы фирм. Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется экономический кругооборот доходов и товаров. Основные модели: Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами: - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; - антициклическое регулирование; - стимулирование технологических и организационных инноваций; - проведение структурной политики; - защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и " скандинавским социализмом" на практике стираются. 13. Механизм и виды рыночного равновесия. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую. Виды рыночного равновесия бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложениев процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса. При мгновенном равновесии резкое изменение спроса в результате скачкообразного роста доходов населения или расширения рынка в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены. При краткосрочном равновесии предложение будет выше, чем в мгновенном. Такое увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. В то же время увеличение предложения приведет к снижению цены. Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда цена еще по-прежнему стимулирует дополнительное производство, увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования, технологии. В период долгосрочного равновесия уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого, и к дальнейшему снижению цены. Цена, снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не становится прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В целом цена становится несколько выше, чем раньше. 14. Признаки рынка совершенной конкуренции. Совершенная, свободная или чистая конкуренция - это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Признаки совершенной конкуренции: - бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей - однородность и делимость продаваемой продукции - отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка - высокая мобильность факторов производства - равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров) В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. На рынках совершенной конкуренции наблюдается самая высокая степень независимости поведения экономических агентов друг от друга, абсолютная эластичность спроса на товар для отдельного продавца и абсолютная эластичность предложения товара для отдельного покупателя. (Такие кривые спроса и предложения для отдельных рыночных субъектов представляют собой прямые линии, параллельные горизонтальной оси.) В этих условиях взаимодействие фирм характеризуется как конкурентное поведение. Конкурентное поведение предусматривает, что рынок полностью определяет параметры поведения фирмы (важнейший из них - цена). Фирма целиком подчиняется рынку, является ценополучателем. Степень влияния фирмы на рынок минимальна (или равна нулю). Взаимодействие фирм-ценополучателей дает самую высокую степень конкуренции. Однако, с другой стороны, здесь нельзя говорить в строгом смысле о взаимодействии фирм, так как фирмы пассивно реагируют на изменения окружающей экономической среды. Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров (непроданной продукции) - с другой. На практике совершенно конкурентные рынки встречаются довольно редко. К ним можно отнести рынки некоторых биржевых товаров, а также взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.
|