Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм монополистической конкуренции и социально-экономическая эффективность.






Монополистическая конкуренция — наиболее распространенный тип рынка. Он аналогичен совершенной конкуренции в том смысле, что на нем также много фирм, исключается полный контроль и проникновение на рынок новых фирм не является сложным.

Однако монополистическая конкуренция отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что фирмы производят разнообразную продукцию; продукт каждой фирмы специфичен, отличается по качеству, оформлению, имеет фирменную марку товара как нечто отличное от товаров других фирм. В этих условиях потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них, если его не устраивает высокая цена товара.

Таким образом, механизм монополистической конкуренции характеризуется следующими чертами:

во-первых, высокой конкурентностью рынка. Фирмы продают дифференцированные продукты с высокой нормой замещения одного другим; чем выше дифференциация товаров, тем больше у фирмы возможности поднять цену выше средних издержек и получить экономическую прибыль; во-вторых, несложностью входа на рынок и выхода из него.

Новым фирмам несложно вступить в отрасль со своими фирменными марками, вследствие чего происходит рост фирм-конкурентов, которым не требуются значительные капитальные вложения и развитие крупного производства.

Результатом роста фирм является увеличение эластичности спроса, снижение цены и возможности получения прибыли.

Примерами монополистической конкуренции являются рынки стиральных порошков, мыла, спортивной обуви и одежды, дезодорантов, кремов для бритья, безалкогольных напитков, кофе и т. д.

Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции совмещает в себе совершенно конкурентные и монополистические начала. Как монополист, монополистически конкурирующая фирма выбирает цену, при которой будет выпускаться необходимое количество продукции. Поскольку каждая фирма имеет своих потребителей, предпочитающих ее продукцию всем другим фирмам, она может незначительно поднять цены без риска потерять покупателей. При этом кривая спроса носит убывающий характер. Монополистически конкурирующая фирма делит рынок сбыта с другими фирмами, и в этом ее поведение аналогично совершенной конкуренции.

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции определяется стремлением фирмы максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Фирма в краткосрочном периоде будет выбирать цену и объем выпуска, которые максимизируют прибыль, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал