Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы.
Россия вот уже многие годы пытается создать достаточную и конкурентоспособную научно-техническую базу в стране. Однако это невозможно будет осуществить без соответствующих кадров, ученых и исследователей. Необходимо либо выращивать своих молодых ученых, либо привлекать их из-за рубежа. В России эта работа проделывается в обоих направлениях, правда, на мой взгляд, не совсем пока успешно, однако реальные результаты в столь сложной сфере деятельности сложно увидеть сразу. Должны пройти годы, а то и десятилетия. Первые попытки уже сделаны в виде федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Показательно, что государство решило разработать программу именно в период кризиса. Ведь известно, что самые серьезные, креативные изменения происходят именно в период кризиса, потому что рушатся старые стереотипы, обрываются установленные, привычные связи и системы управления бизнесом. Разработало данную программу Министерство образования и науки РФ. Цель данной программы – «создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании».[1] Основными задачами являются: 1. Создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; 2. Создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере; 3. Создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. На реализацию данной программы выделено более 90 млрд. рублей, но расстраивает, что большая часть этих средств – 80 млрд. руб. – выделена государством и лишь малая часть – это другие источник. Это свидетельствует о том, что представители крупного бизнеса не уверены в успехе, они с опаской смотрят на это, осторожно вкладывая деньги в будущих молодых ученых. Главным аргументом в пользу разработки программной поддержки научных кадров являлась Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), а именно содержащееся в ней утверждение, что «для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики».[2] Для обеспечения всех необходимых условий развития научно-педагогических кадров в России в программе предусмотрены мероприятия в рамках 4 направлений: Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. В этом направлении предусмотрены мероприятия по проведению научных исследований в научно-образовательных центрах, где ежегодно будут отбираться около 450 проектов в разных областях науки продолжительностью 3 года каждый. Научно-образовательные центры рассматриваются как основные инфраструктурные элементы программы. На каждый проект выделено до 5 млн. руб. в год. Также в рамках 1 направления есть мероприятия по проведению научных исследований группами под руководством докторов наук, кандидатов наук, исследований молодыми учеными, аспирантами. Также для повышения мобильности научных кадров предусмотрено выполнение краткосрочных проектов в научно-образовательных центрах молодыми учеными. Главной целью этой программы является воспитание и развитие ученых в России, однако попытки вернуть бывших российских ученых из-за рубежа, привлечь иностранных исследователей и развить устойчивое и эффективное взаимодействие между странами также предпринимаются в рамках программы. Мероприятие 1.5 ставит своей целью проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей. На данные проекты выделяется до 2 млн. в год. Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. Для этого проводятся всероссийские и международные молодежные научные конференции и школы, организовываются олимпиады и конкурсы, создаются специализированные интернет-порталы и базы данных, устраиваются центры творчества, клубы юных техников и др. для школьников. На эти мероприятия выделяется от 2 до 5 млн. руб. Отдельно хочется отметить мероприятие 2.5 по оснащению избранных вузов самым современным и дорогостоящим оборудованием. Всего на данное мероприятие выделено 4, 96 млрд. руб., это больше, чем на все оставшиеся мероприятия в этом направлении вместе взятые. Выбран курс на модернизацию. Направление 3. Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. В первую очередь это строительство общежитий для вузов, осуществляющих подготовку кадров для предприятий высокотехнологических секторов экономики. Последнее направление предполагает обеспечение управления реализацией Программы: сбор, систематизация и анализ статистической и текущей информации о реализации мероприятий. Для оценки результатов Программы разработаны целевые индикаторы и показатели, а также спрогнозированы их значения в Приложении 1. Помимо табличных показателей разработана формула эффективности программы, которая оценивается на основании фактических количественных оценок целевых индикаторов (приложение № 1 к Программе) ежегодно в процентах по следующей формуле: где: n - количество целевых индикаторов; x - планируемое значение i-го целевого индикатора (приложение № 1 к Программе); x - фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора. Разработка этой программы знаменует собой начало возрождения науки в России путем создания научных кадров. Однако существуют проблемы ее реализации. Это в первую очередь – ограниченность финансирования. Во-вторых, недостаточность научных центров, т.к. их строительство фактически идет одновременно с этой программой. В–третьих, не выработаны меры удержания ученых в стране. Не достаточно крупных проектов на уровне страны, в которых могли бы участвовать уже сформировавшиеся ученые, а ведь это – одна из основных целей.
|