Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
ФРАНЦИЯ. Полиция Франции - сложная система которой управляет Министерство внутренних дел. Полицейские функции во Франции выполняют Национальная полиция и Национальная жандармерия. Национальная жандармерия подчинена министерству обороны, главное управление Национальной жандармерии -командованию военных округов (зон обороны) на местах. Министр внутренних дел назначается президентом республики и является одним из ведущих членов правительства. В составе МВД Франции действуют: - Генеральная дирекция Национальной полиции; - Генеральная дирекция местных коллективов; - дирекция общественной безопасности; - дирекция регламентации и права; - Центральная дирекция управления; - дирекция личного состава и учебных учреждений полиции;, - дирекция технических служб. Генеральной дирекции Национальной полиции Франции подчиненные и руководят своими подразделениями на местах центральная дирекция судебной полиции; центральная дирекция городской полиции; центральная дирекция общей информации; дирекция надзора за территорией; центральная служба республиканской безопасности; служба международного технического сотрудничества полиции; служба воздушной полиции и охраны границ; служба официальных поездок и безопасности высоких должностных лиц. Контрольные и организационно-штабные функции вместе с центральной дирекцией управления выполняет Генеральная инспекция Национальной полиции. Генеральный директор Национальной полиции имеет свой Кабинет (коллегию), которая выполняет организационно-вспомогательные и совещательные функции. При Генеральной дирекции Национальной полиции действуют Служба безопасности МВД, Центральная автомобильная служба, Центральная служба спорта и прочие. По назначению различают две системы полиции: административную и судебную (уголовную). Это деление напоминает милицию общественной безопасности и уголовную милицию МВД Украины. Административная полиция занимается предупреждением правонарушений, выполняет иные профилактические функции. Судебная (уголовная) полиция занимается раскрытием, преступлений, обнаружением обстоятельств их совершения, поиском, задержанием преступников и передачей обвиняемых судебным органам. Полиция проводит дознания в делах об уголовных преступлениях. В случаях, когда уголовное проявление согласно с законом квалифицируется как преступление, полиция, как правило, проводит безотлагательные следственные действия и передает дело следственному судье. Нынешняя компетенция полиции определена Законом Франции №81-82 от 2 февраля 1981 года " Об усилении безопасности и защиты свободы личности". Этот закон значительно расширил подследственность уголовных дел органам полиции за счет сокращения подследственности уголовных дел судьям. В 80-х годах во Франции принят и ряд иных законодательных актов, которые' значительно усиливают роль полиции в жизни общества. Франция имеет достаточно развитую систему муниципальной полиции (полиции местного самоуправления). Муниципальная полиция полностью удерживается за счет местных бюджетов, занимается охраной общественного порядка в городах и иных населенных пунктах, тесно сотрудничает с Национальной полицией. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Федеральное бюро расследований основное правительственное учреждение, на которое возлагается расследование всех уголовных преступлений против федеральных законов за исключением тех, расследование которых поручено иным службам. Это значит, что ФБР играет центральную роль в борьбе с правонарушениями и в справедливом отправлении правосудия в Соединенных Штатах. Во главе ФБР стоит директор, который назначается президентом США. ФБР организационно входит в Министерство юстиции, но фактически действует самостоятельно. Директору ФБР подчинены непосредственно управления планирования и инспекций, отдел связей с общественностью; он имеет заместителя по административным вопросам и заместителя по вопросам расследований. Заместитель директора ФБР с административным вопросам несет ответственность за работу управлений: финансов и кадров, идентификации, подготовки личного состава, технических служб, административных служб, лаборатории, учетов и архивов. Заместитель директора ФБР по вопросам расследований несет ответственность за расследование уголовных преступлений, специальных расследований, розыска, а также руководит агентствами и отделениями ФБР на местах. ФБР расследует случаи коррупции, преступления, совершенные руководством фирм и корпораций - такие как загрязнение окружающей среды, мошенничество в оборонительной промышленности, злоупотребление правительственными программами, взяточничество и шантаж. Кроме того, оно расследует случаи терроризма, торговли наркотиками, нападений на федеральных агентов и актов насилия, содеянного в федеральных тюрьмах и на государственных землях. Среди всех федеральных агентств ФБР обладает наиболее широкими полномочиями. Особое внимание в Главной штаб-квартире ФБР и в местных отделениях уделяют информированию населения о работе полиции, о результатах борьбы с организованными преступными группами. Досудебное следствие в США может проводиться не только ФБР, но и другими полицейскими службами, также специальными следственными комиссиями (постоянными и временными), рядом правительственных органов (Федеральной торговой палатой, налоговой службой, таможенной службой и другими). В отдельных случаях, когда объективность полиции вызывает сомнения, для осуществления контроля за законностью досудебного следствия может быть сформировано большое жюри присяжных. Этот же орган выполняет функцию передачи в суд обвинительного акта. Законодательная автономия штатов США относительно Федерации привела к значительной децентрализации полицейской системы США. Полицейские структуры штатов считаются независимыми от Федеральной полиции. В США действуют почти 40 тысяч полицейских органов различной компетенции. Жесткой иерархической связи, как в Украине, между ими нет ни по вертикали, ни по горизонтали. Полицейские органы США можно условно сгруппировать так: - федеральные полицейские органы; - полицейские органы штатов; - полицейские органы в графствах; - полицейские органы городов и поселков городского типа; - полицейские органы корпораций и фирм (частная полиция). В Соединенных Штатах Америки полицейские функции, кроме перечисленных, выполняют также специальные органы Министерства финансов, таможенной службы, службы внутренних доходов, федеральные органы контроля за банками, управления банков, бюро наркотиков, службы иммиграции, инспекционного департамента почтового ведомства и ряд иных органов, которые имеют право проведения дознания и предварительного следствия по правонарушениям, отнесенных к их компетенции. Министерству финансов отводится главная роль в борьбе с финансовыми преступлениями, прежде всего, связанными с " отмыванием" денег. В ходе любого расследования финансовых нарушений органы Министерства финансов, службы внутренних доходов и таможенной службы имеют право привлекать представителей финансового учреждения или отдельных лиц к суду для получения пояснений и соответствующих документов относительно правонарушения. Министерство финансов имеет собственную сеть органов для обнаружения преступлений в кредитно-финансовой системе. Эту роль выполняет центральный информационный банк, который содержит сведения о финансовых операциях и дает возможность анализировать информацию, всесторонне изучать ее и выявлять подозрительные финансовые операции для проверки. Таможенная служба имеет также широкие полномочия в борьбе с финансовыми правонарушениями. Эта служба, которая, кстати, является органом Министерства финансов, контролирует международные перевозки валютных средств, проводит расследование нарушений правил об экспорте или импорте денежных сумм в размере больше 10000 долларов. Сотрудники таможенной службы имеют право проводить обыск на границе без ордера, изымать соответствующие документы, конфисковывать вещи. За обязательными платежами, которые взимаются государством с юридических и физических лиц, следит служба внутренних доходов, которая также организационно входит в Министерство финансов. Она имеет свой следственный аппарат со значительной компетенцией относительно внесудебного преследования граждан, которые нарушили финансовое законодательство. Общеизвестно, что работников службы внутренних доходов американские граждане остерегаются больше, чем полицейских, агентов ФБР, ЦРУ и иных спецслужб. В США существуют два основных подхода к борьбе с преступностью - на федеральном и местном уровнях. Первый - это изучение причин, поиск, анализ и прогнозирование развития преступности. Второй - установление и расследование конкретных преступлений. Типичным примером организации полицейской службы на местном уровне может служить муниципальное полицейское подразделение Цинциннати. Подразделение несет ответственность за предотвращение преступности, защиту жизни и собственности, сдерживание уголовной деятельности, обнаружение и наказание преступников, сохранение гражданского спокойствия. Управляемое шефом, полиции подразделение состоит из пяти бюро: - оперативного; - технического; - расследований; - личного состава и координирования; - планирования и бюджета. Шеф полиции несет ответственность за деятельность полиции в целом и организацию проведения операций. Он координирует и направляет деятельность структурных единиц и руководит ею. Руководители бюро подчинены шефу полиции. Бюро расследований несет ответственность за расследование убийств, подозрительных или с применением силы случаев смерти, смерти вследствие пожара, изнасилований, поджогов и тому подобное. Кроме того, бюро ведет борьбу с аморальным поведением, пьянством, наркоманией, собирает разведывательную информацию, помогает в расследовании особо тяжких преступлений, оказывает помощь районам и информирует их об угоне автомобилей, взломах, ограблениях. Бюро состоит из секций: уголовных преступлений, нравственных обычаев, розыска, борьбы с наркотиками. Каждая секция имеет свою компетенцию. 1. Секция уголовных преступлений несет ответственность за расследование тяжких преступлений, преступлений против собственности. В составе секции работают: а) группа по расследованию особо тяжких преступлений расследует все убийства или подозрительные случаи смерти, ограбления, смерти вследствие пожара, убийства полицейских, кражи людей, вымогательства. Эта группа ведет также учет конфискованного оружия; б) группа по расследованию преступлений против собственности - ведет дела о мошенничестве, подлогах, присвоении имущества, взятках. Координирует в пределах города дела о взломах, автокражах, перепродажах краденного, организованной преступности и собирает соответствующую информацию во всех районах города; в) группа по расследованию одиночных преступлений несет ответственность за расследование изнасилований и иных сексуальных преступлений, исчезновение людей, всех преступлений против детей; г) группа криминалистики изучает вещественные доказательства, сохраняет их и представляет суду. 2. Секция нравственных обычаев ведет борьбу с пьянством, проституцией, игорным бизнесом, наркотиками, порнографией, иными нарушениями нравственных норм. 3. Секция розыска собирает, анализирует информацию об организованной преступности, терроризме. Секция занимается расследованием угроз полицейским, общественным деятелям, а также вопросами общественной опасности. 4. Секция по борьбе с наркотиками. Деятельность полицейских органов США находится под жестким контролем специальных агентств, ответственных за законность и гласность в работе правоохранительных органов. Такой контроль осуществляется со стороны исполнительной власти, судей, прокуратуры, адвокатуры, бюро присяжных. КАНАДА. Полиция Канады по своей организационной структуре, подчинению и компетенции подразделяется на федеральную, провинциальную и муниципальную. Федеральная полиция решает задачи на общегосударственном уровне соответственно законам и актам Федерального правительства, провинциальная полиция обеспечивает правопорядок в пределах своих провинций, а муниципальная - в городах и поселках. В структурном и функциональном плане органы полиции всех трех уровней в значительной мере сходны. Федеральная полиция Канады (Королевская канадская конная полиция - КККП) выполняет функции, сходные с ФБР США. Как правило, КККП проводит предварительное расследование преступлений связанных с контрабандой, мошенничеством, распространением наркотиков, терроризмом, фальшивомонетничеством, осуществляет контроль над таможней, контролирует национальные парки, охраняет правительственные здания, высших должностных лиц государства, высокопоставленных гостей Канады. КККП помогает также тем правительственным учреждениям, которые имеют собственные следственные органы, в частности Министерству юстиции. Министерству национальных доходов, Почтовому министерству и Министерству эмиграции. Федеральную полицию Канады возглавляет комиссар, имеющий заместителей по уголовным операциям и по административным вопросам. Первому подчинены оперативные подразделения, в частности, управление уголовных расследований, лаборатории криминалистических исследований и идентификации, информационный центр, отдел оперативной связи. Второму - управление кадров, финансов, картотеки, архив, служба материально-технического обеспечения. Комиссару федеральной полиции непосредственно подчинена внутренняя служба безопасности, отдел управления и анализа, отдел планирования, бюро связи. Руководят деятельностью КККП на местах 13 штабов, которые расположены в столицах провинций. КККП является уникальным полицейским формированием, которое объединяет функции на государственном и провинциальном уровне. Эти функции поделены между специальными службами по борьбе с наркоманией, экономической безопасности, государственной полиции, НЦБ Интерпола, службой безопасности, морской и воздушной службами, службой идентификации, лабораторного обслуживания. Провинциальная полиция. Закон о Британской Северной Америке предоставляет провинциям исключительное право на формирование собственных сил полиции. Юридической основой тому являются законы о полиции каждой провинции, они определяют статус и меру компетенции местных полицейских органов, хотя не каждая провинция Канады имеет собственную полицию. В некоторых провинциях существует так называемая контрактная система. В этих случаях контракт заключается между правительством Канады и провинцией. Тогда охрана правопорядка в провинции осуществляется на федеральном уровне и финансируется из национального бюджета. Свыше 1/3 территорий Канады не входит в состав провинций. Это территории, которые находятся в прямой юрисдикции федерального правительства. Провинциальная полиция имеет полномочия, сходные с федеральной, но более детализированные и приспособленные к условиям и особенностям провинций. Муниципальная полиция Канады состоит из полицейских формирований городов, поселков. Она представляет собой самую многочисленную полицейскую службу в стране и расследует большую часть преступлений. Некоторые муниципалитеты передают функции муниципальной полиции провинциальным полицейским формированиям. Федеральная полиция обслуживает 191 муниципалитет на тех же контрактных условиях, что и провинции. Каждое полицейское формирование Канады находится под контролем гражданских властей. Наивысшим выборным руководителем правоохранительных органов провинции, кроме Онтарио, Квебека и Нью-Брасвика, является генеральный прокурор. Кроме того, существуют местные правоохранительные органы (полицейские советы или советы полицейских комиссаров). Совет набирает и увольняет личный состав, контролирует дисциплину и формирует бюджет полиции. Такая система защищает полицию от влияния местных политиков и обеспечивает отчетность служебной деятельности перед обществом. ИТАЛИЯ. Для Италии характерной чертой является наличие полиции в составе различных министерств, местных органов самоуправления и частной полиции. Все полицейские формирования, независимо от ведомственной принадлежности, подчиненные через свои министерства и ведомства Высшему совету обороны, которые возглавляют Председатель Совета Министров и Президент Республики. Министерство внутренних дел имеет полицию общественной безопасности; министерство обороны - Корпус жандармерии; министерство финансов – Финансовую Гвардию; министерство сельского хозяйства и лесов - лесную полицию; местные органы самоуправления - местную полицию; хозяйственно-финансовые объединения (концерны, фирмы, синдикаты) - частную полицию; Полиция общественной безопасности подчинена Главному управлению общественной безопасности МВД Италии. В состав полиции общественной безопасности входят: а) территориальные силы (квестуры и комиссариаты полиции); б) специальные силы (автодорожная полиция, железнодорожная полиция, почтовая полиция); в) мобильные силы (строевые подразделения, батальоны, роты и кавалерийские эскадроны). К специальным силам относится и пограничная полиция, которая составляется с сухопутной, морской, воздушной полиции и морской авиации. Каждый вид полиции действует самостоятельно, в пределах своей компетенции. И, кроме того, каждое министерство для подготовки кадров полиции имеет свои собственные учебные учреждения. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Английская уголовная полиция известна всему мира под названием Скотленд-Ярд, что походит от названия зданий, где в первой половине XIX столетия размещалась полиция и где ранее останавливались шотландские короли при визитах к лондонского двору (Шотландский двор). Система полицейских органов, кроме Скотленд-Ярда, включает также полицейские департаменты графств, транспортную полицию, полицию Северной Ирландии. Официальные названия полицейских органов: - полномочная полиция в 51 местном отделении на территории Англии, Уэльса, Шотландии; - королевская полиция Ольстера в Северной Ирландии; - Лондонская полиция в столице Великобритании. Все полицейские органы входят в систему Министерства внутренних дел, но министру внутренних дел непосредственно подчиненные лишь подразделения Скотленд-Ярда, а относительно других он не имеет права оперативного управления и не несет ответственности за их деятельность. Вообще система органов Министерства внутренних дел Великобритании имеет ряд специфических особенностей сравнительно с иными странами Европы. Министр внутренних дел имеет постоянного заместителя. Это вызвано тем, что министр прежде всего политик, а постоянный заместитель - профессионал фактически руководит текущей работой министерства независимо от того, чья партия (консерваторов или лейбористов) стоит у власти. Министерство осуществляет руководство через департаменты, в частности: - департамент полиции; - департамент уголовной политики; - департамент уголовного правосудия; - департамент тюрем; - департамент апробации и контроля за теми, кто отбыл наказание; - пожарный департамент; - департамент иммиграции и гражданства; - департамент личного состава и управления и др. В МВД Великобритании существуют также департаменты со вспомогательными функциями, среди них: департамент радиовещания, общий департамент, департамент статистики, отдел исследований, отделение научных консультаций, отделение общественных связей, женская добровольная служба, служба судебных и научных лабораторий, отдел научного развития полиции. Характерной особенностью британской полицейской системы есть также и то, что все работники британской полиции (от констебля и выше) наделены соответствующими правами в части досудебного расследования уголовных дел. Отдельного органа или должностного лица, специально предназначенного для выполнения этой функции, в британской полиции нет. Вместе с полицией досудебное расследование имеют право также проводить по отдельным категориям дел сотрудники королевской таможенной службы Великобритании. В Англии таможенный департамент наделен самыми большими полномочиями для расследования деятельности организаций и отдельных лиц, втянутых в международную контрабанду, наркобизнес, финансовые международные преступления. Следует отметить и полицейские функции коронеров. Коронер чиновник, который объединяет судейские и следственные функции. Коронеры проводят дознания по ограниченному кругу дел: в случаях обнаружения трупа со следами повреждений или по факту смерти при загадочных обстоятельствах, подозрениях в поджоге, вследствие аварии и тому подобное. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ. Полиция ФРГ работает в составе Министерства внутренних дел, которое имеет компетенцию значительно шире МВД иных стран. Фактически МВД ФРГ контролирует все основные сферы внутренней жизни страны. Структура Федерального Министерства внутренних дел ФРГ включает: - отдел Z (Центральный отдел выполняет организационно-штабные функции и функции взаимодействия); - отдел G (основные вопросы внутренней политики); - отдел V (контроль за соблюдением конституции, государственного права и управления); - отдел О (структура управления, коммунальное хозяйство, статистика, государственная отчетность и учет); - отдел VTK (занимается делами беженцев, изгнанников, потерпевших от войн и делами культуры); - отдел IS (внутренняя безопасность государства); - отдел SM (вопрос средств массовой информации, спортивные организации); - отдел KN (гражданская оборона, защита от катастроф, предупреждение несчастных случаев); - отдел D (разрабатывает и реализует нормы, которые регулируют правовое положение государственных служащих и иные особенности государственной службы); - отдел Р (полиция). Официальное название - Немецкая полиция. Полиция разделяется на: - полицию общественной безопасности; - полицию общественного порядка; - уголовную полицию. Федеральное Министерство внутренних дел разрабатывает общую политику борьбы из преступностью и охраны общественного порядка, а оперативное управление полицейскими органами осуществляется через земельные уголовные управления. ФРГ состоит из 16 федеральных земель. Земельные полицейские управления действуют самостоятельно на основании земельного законодательства, имеют свои системы подготовки кадров и материально-технического обеспечения. Главные задачи полиции ФРГ состоят в борьбе против торговли наркотиками, вымогательства денег, содержание притонов для проституции и нелегального игорного бизнеса; торговли оружием, коррупции и отмывания денег. Значительную опасность представляют собой новые формы преступности - незаконная торговля радиоактивными веществами, компьютерная преступность. АВСТРИЯ. Полиция Австрии входит в Федеральное Министерство внутренних дел и управляется Генеральной дирекцией по вопросам общественного порядка. Генеральной дирекции подчинены: а) федеральная полиция (кадры, организационные вопросы); б) государственная полиция (общие государственные и политические вопросы, государственная безопасность); в) уголовная полиция (уголовный поиск, борьба с наркотиками, уголовная статистика); г) центральный расчет жандармерии (подготовка кадров, охрана порядка); д) административная полиция (общие административные вопросы деятельности полиции, проведение собраний и массовых мероприятий, деятельность общественных организаций, служба обезвреживания взрывчатых веществ и мин); е) автодорожная инспекция (безопасность движения и подготовка водителей). В Федеральное Министерство внутренних дел Австрии входит управление по вопросам выдачи паспортов, гражданства, беженцев и иностранцев. Центральное управление МВД выполняет функции обеспечения и ведает вопросами служебных и финансовых проверок, бюджетными вопросами, центрального снабжения, вопросами официального протокола МВД. В землях Австрии (их всего 9) действуют соответствующие управления федеральной, уголовной, административной полиции, управления полиции есть также в 14 самых больших городах. Непосредственно в населенных пунктах, в политических округах (районах) действуют окружные управления (всего 84), участки, референтуры, спецотделения и группы уголовной и административной полиции. В системе МВД есть также авиаполиция, аварийно-спасательная служба, отдел гражданской обороны. В связи с ростом организованной преступности и наркомании, в системе МВД Австрии появились две новые структуры: - Федеральная служба по борьбе с организованной преступностью; - Центральный департамент по расследованию преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотиков. В составе первой структуры - группа, которая осуществляет финансовые расследования и расследование преступлений, связанных с отмыванием денег. Австрийские банки должны докладывать в этот отдел о подозрительных финансовых операциях. ИСПАНИЯ. Полицейские функции выполняют общегосударственные (Национальная полиция и гражданская гвардия) и местные структуры (полиция автономий и муниципальная полиция). Официальные названия полицейских ведомств и их подчиненность: - Главное управление Национальной полиции подчиненное Министерству внутренних дел; - Главное управление Гражданской гвардии, подчиненное Министерству внутренних дел и Министерству обороны. Местные органы полиции находятся в подчинении правительств автономий и мэров городов. Среднестатистическое число жителей из расчета на один работника полиции - 205 мужчин (самый высокий показатель в Европе). Полиция Испании особо направлена на борьбу с терроризмом и контрабандой. Среди обязанностей по охране общественного порядка выделяются обеспечение безопасности во время проведения культурно-спортивных мероприятий, таких как фестивали, карнавалы, корриды, футбольные матчи. ИЗРАИЛЬ. Полиция Израиля возглавляется главным комиссаром, которому подчинены непосредственно отдел рассмотрения жалоб, дисциплинарный суд, правовой совет, финансовый отдел. В состав Главного комиссариата входят управления: - гражданской обороны; - планирования и организационных вопросов; - тылового обеспечения; - следственное; - оперативных служб, в т.ч. патрульной, дорожной полиции, связи; - кадров, медицинской службы, архивный (исторический) отдел; - пограничной службы. В структуре полиции Израиля, ее внутреннее построение много заимствовано как у западноевропейских полицейских систем, так и у бывшей советской системы органов милиции. Главными направлениями в роботе полиции Израиля есть борьба с терроризмом и обеспечение общественного порядка в многолюдных местах. В подготовке полиции важное место уделяется предупреждению и прекращению уличных конфликтов, в частности, на расовой и религиозной основе, обнаружению и обезвреживанию взрывчатых веществ. В последнее время полиция Израиля активно сотрудничает с другими странами.в борьбе с международными экономическими преступлениями, мошенничеством и наркобизнесом. Оперативное управление полицией осуществляется через главные региональные управления: Южное, Центральное, Северное, а также в Иерусалиме и Тель-Авиве. Работа в полиции в городах построена таким образом, что полицейский на территории обслуживания пользуется не только совершенными оперативными учетами, а фактически знает почти всех жителей своего участка. ШВЕЦИЯ. Национальный Совет шведской полиции вместе с прокуратурой и администрацией национальных исправительных учреждений входит в систему Министерства юстиции. Полицией Швеции руководят комиссар национальной полиции и его заместитель. В составе Национального Совета шведской полиции функционируют: - управление охраны общественного порядка; регулирования дорожного движения; угрозыск; связи с Интерполом; расследования уголовных преступлений; - управление технического обеспечения и подготовки личного состава (связь, складское хозяйство, технические средства и транспорт) и отдел подготовки (обучение, прием рекрутов); - административное управление в составе отдела кадров, архивного отдела, финансового, юридического и отдела информационного обеспечения. Комиссару Национальной полиции непосредственно подчинены управления безопасности. ЯПОНИЯ. Организационная.структура полиции Японии (Национальное агентство полиции) достаточно сложно, разветвлено и детализировано по направлениям деятельности. Оно состоит из трех уровней: национальных (общегосударственных) органов, местных (региональных) органов полиции и приданных организаций. Для полицейской системы Японии характерно наличие на всех уровнях органов планирования, социальной защиты, подготовки кадров. Национальное агентство полиции состоит из: - управления уголовных расследований; - управления дорожного движения; - управления безопасности; - управление связи; - административного управления; - секретариата. Как нигде, в Национальном агентстве полиции Японии уделяется внимание проблемам молодежной преступности. В управлении уголовных расследований действует специальный отдел работы с молодежью, отдел предупреждения преступности; в отделе охраны есть специальное подразделение для работы в детских и юношеских учреждениях, в отделе патрульных служб планируется охрана общественного порядка в местах массового пребывания детей. Полицейские дежурят в школах и детских учреждениях, проводят с ими занятия, сопровождают на улице. Региональные полицейские управления действуют во многих городах. На отдельном положении находятся полицейское управление Токио и полиция префектуры Хоккайдо. Каждое полицейское управление имеет полицейские школы. Местные полицейские органы взаимодействуют из частной полицией. К приданным организациям принадлежат управления императорской охраны и школа императорской охраны, научно-исследовательский институт полиции, курсы криминалистов и криминалистическая лаборатория. Национальная полицейская академия, высшие курсы для руководителей следственных органов, школа полицейской связи. ЛИТВА, ЛАТВИЯ, ЭСТОНИЯ, МОЛДОВА. Органы внутренних дел бывших союзных республик с провозглашением их независимости испытали значительные изменения, в результате чего они приблизились к европейским полицейским системам. Заслуживают внимания реформы органов внутренних дел в Литве, Латвии, Эстонии и Молдове. Здесь в составе министерств внутренних дел организованы департаменты полиции. Милиция переименована в полицию. Начальники департаментов полиции (генеральный комиссар в Литве) являются заместителями министров. На местах создана муниципальная полиция, которая структурно входит в департамент полиции, но подчинена органам местного самоуправления. В департаментах полиции для оперативного управления муниципальной полицией созданы специальные подразделения: управление муниципальной полиции в Молдове, отдел полиции самоуправления в Литве, отделы местной полиции в Латвии, Эстонии. Наряду с кадровыми аппаратами работают такие новые подразделения по роботе с личным составом, как отдел профессиональной этики и социальной защиты в Литве, отдел социально-экономического развития в Молдове, психологическая служба в Латвии. Полицейские организации Молдовы, Литвы, Латвии и Эстонии вступили в Интерпол и активно развивают международное сотрудничество в области борьбы с транснациональной преступностью. Законодательные органы Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы в значительной мере уже обновили уголовное законодательство, что позволяет полиции более эффективно бороться с организованной преступностью. Так, в Литве принят закон об оперативной деятельности, что дает право полиции тайно освидетельствовать помещения, контролировать почтовые пересылки и связь. В Литве широко применяется закон о превентивном (предварительном) задержании. На основании оперативных данных и при соответствующей процедуре полиция может задержать подозреваемого сроком на 2 месяца. В уголовные кодексы Литвы, Эстонии и Молдовы внесены изменения, которые усиливают ответственность за наркобизнес и организованную преступность. Приняты также поправки к уголовно-процессуальным кодексам, которые дают возможность более широко применять технические средства для раскрытия преступлений, усиливают защиту потерпевшего, свидетеля и иных лиц, участвующих в деле, усиливают независимость полиции при расследовании и дознании. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Сохранив, в целом структуру советских времен, органы внутренних дел России испытали значительные изменения в организации оперативно-розыскной службы, в определении своих задач и функций, в роботе с кадрами. Особое внимание уделяется борьбе с экономической преступностью и ее наиболее опасной формой - преступностью в финансово-кредитной и банковской системах. С этой целью при Главном управлении по борьбе с экономической преступностью создана междуведомственная постоянно действующая комиссия по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов. Значительно увеличены штаты Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Российской Федерации и созданы соответствующие подразделения на местах с центральным подчинением. Создано также Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его подразделения в областных, краевых и республиканских управлениях и министерствах внутренних дел; в сфере контроля за уплатой налогов действует налоговая полиция, главной задачей которой является борьба с сокрытием доходов от налогообложения. В Москве и в ряде других городов организована муниципальная милиция, которая полностью содержится за счет местных бюджетов. В системе МВД РФ с целью обеспечения оперативности созданы также авиационные подразделения. Центральный аппарат и подразделения органов внутренних дел с целью оперативного управления и взаимодействия объединены в блоки: - Федеральной службы уголовной милиции (Главное управление уголовного розыска. Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. Главное управление по борьбе с организованной преступностью, Управление по незаконному обороту наркотиков. Управление оперативно-технических мероприятий. Оперативно-розыскное управление. Управление радиоэлектронной безопасности. Национальное бюро Интерпола); - Милиции общественной безопасности (Главное управление обеспечения общественного порядка. Главное управление Государственной автомобильной инспекции,» Главное управление вневедомственной охраны, Паспортно-визовое управление. Главное управление режимных объектов, Главное управление внутренних дел на транспорте); - Главного штаба (Главное оперативное управление, Управление дежурной службы. Управление по чрезвычайным ситуациям. Организационно-мобилизационное управление; Управление связи, автоматизированных систем управления и информации. Информационно-аналитическое управление, Правовое управление. Управление международного сотрудничества. Главный информационный центр). Следственный комитет МВД РФ организует роботу следственных аппаратов и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Как самостоятельные действуют службы Главного управления кадров, службы тылового обеспечения. Главного управления командующего внутренними войсками и Главного управления противопожарной службы. Министерство внутренних дел Российской Федерации унаследовало от МВД СССР разветвленную сеть подготовки кадров и научно-исследовательских учреждений, сохранив свой мощный научный потенциал: Академия МВД РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт, Всероссийский научно-исследовательский институт специальной техники. Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Научно-исследовательский центр безопасности движения, Медицинский центр профессионального образования и координации научных исследований и др. Наряду с усилением централизации и координации борьбы с организованной преступностью, коррупцией, наркобизнесом и терроризмом расширены права местных органов внутренних дел, в особенности в национальных республиках Российской Федерации, пересмотрена система боевой и служебной подготовки личного состава, создана муниципальная милиция, финансовая полиция, специальные подразделения для борьбы с терроризмом, усилилась социальная и правовая защита работников органов внутренних дел. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Конституция Украины. 2. Закон Украины «О судоустройстве Украины». 3. Закон Украины «Об органах судейского самоуправления». 4. Закон Украины «О статусе судей Украины». 5. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины». 6. Закон Украины «Об Арбитражном суде Украины». 7. Закон Украины «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины. 8. Закон Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов». 9. Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве». 10. Закон Украины «О Высшем совете юстиции». 11. Закон Украины «О прокуратуре Украины». 12. Закон Украины «О милиции». 13. Закон Украины «О внутренних войсках МВД Украины». 14. Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». 15. Закон Украины «О Службе безопасности Украины». 16. Закон Украины «О нотариате». 17. Закон Украины «Об адвокатуре». 18. Закон Украины «О государственной таможне». 19. Закон Украины «О Национальной гвардии Украины». 20. Закон Украины «О пограничных войсках Украины». 21. Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине». 23. Уголовно-процессуальный кодекс Украины. 24. Гражданско-процессуальный кодекс Украины. 25. Арбитражный процессуальный кодекс Украины. 26. Уголовный кодекс Украины. 27. Указ Президента Украины «О мерах по совершенствованию деятельности Координационного Комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» от 30.12.1994 г. 29. Указ Президента Украины «О совершенствовании работы по подготовке законопроектов и проведению правовой реформы» от 29.04.1994г. 30. Положение о Министерстве внутренних дел Украины, утверждено Распоряжением Президента Украины от 7.10.1992 г. 31. «Положение о Министерстве юстиции Украины» утверждено Указом Президента Украины от 30.12.1997 г. 32. Положение «О высшей квалификационной комиссии адвокатуры» утверждено Указом Президента Украины от 5.05.1993 г. 33. Положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел», утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.1991 г. 34. Положение об обязанностях и правах личного состава Национальной гвардии Украины. Утверждено Постановлением Верховного Совета Украины от 19.05.1992 г. 35. Дисциплинарный Устав органов внутренних дел Украины. 36 Положение «О квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры», утверждено Указом Президента Украины от 5.05.1993 г. 37. Сборник международных договоров. - Издание ООН, Нью-Йорк, 1989. 38. Права людини. Міжнародні договори України, декларації, документи. - К., 1992. 39. О.М. Бандурка. Основи управління в органах внутрішніх справ: теорія, досвід, шляхи удосконалення. - X. 1996. 40. Святощам АД. Адвокатура и зашита прав граждан. Львов, 1992. 41. Святоцкий А.Д. Адвокатура: історія і сучасність. - Київ, 1997. 42. Всеобщая декларация прав человека // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины, № 1, 1994. - К., 1994. 43. Устав Союза адвокатов Украины//Радянське право № 1, 1991. 44. П.В. Шумський «Прокуратура України».- «Вентурі», К., 1998. 45. Марочкін I.E., Сибільова Н.В. та ін. Організація судових та правоохоронних органів / Навчальний посібник.- X.: Нац. юр. акад. України, 1996. СОДЕРЖАНИЕ
|