Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства художественного образаСтр 1 из 43Следующая ⇒
В гносеологическом плане художественный образ- разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознанием человека окружающей действительности. Образ в широком значении- это внешний мир, попавший в «фокус» сознания, ставший его раздражителем. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. В гносеологическом поле образ- это основной и наибольший по объему феномен. Он может принимать чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории). Это и идеализированная конструкция, т.е. не соотносящаяся непосредственно с реально существующими предметами (например, понятие точки в науке, фантастические образы Бабы Яги или Змея Горыныча в сказках).Художественный образ- результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами. По определению художественный образ есть проявление свободы творчества. Черты художественного образа: 1) Х.О. всегда несет обобщение, т. е. имеет типическое значение. Если в самой действительности соотношение общего и единичного может быть различным (в частности, единичное может и затемнять общее), то образы искусства суть яркие, концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном. Художественное обобщение в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями или оценками. Образ может иметь репрезентативный хар-р, когда выделяются, «заостряются» какие-то черты реального предмета, или быть символом. Образ-символ характерен для лирики (парус у Лермонтова). Собственные имена литературных героев нередко становятся нарицательными, что служит ярким показателем обобщающего смысла художественного образа. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип, для читателя, есть знакомые незнакомец…Онегин, Ленский, Татьяна, Зарецкий…разве все эти собственные имена уже не нарицательные?» (Белинский). «Знакомым незнакомцем» художественный образ делает творческая типизация – отбор определённых сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гиперболизация (=гегелевское «очищение») в художественном изображении. Для раскрытия тех или иных свойств, представлявшихся писателю существенными, нужны домысел, вымысел и фантазия. Творческие истории многих произведений, сюжет которых основан на реальных событиях, а герои имеют прототипы («Муму» Тургенева, «Гранатовые браслет» Куприна) позволяют проследить сложный материал от жизненного материалу к художественному сюжету (подробнее об этом пишет в одноимённой книге Добин). Есть виды образа, где скрытый, иносказательный смысл важнее прямого: таковы аллегория, символ, гротеск. В аллегории (греч. allegoria – иносказание) дешифровка смысла не вызывает затруднений и условность изображения очевидна. Это традиционный язык басни, которая первоначально была риторическим приемом, склонявшим слушателей к тому или иному решению. Образы животных здесь имеют служебное значение и способствуют убедительности басенной «морали». Житейская ситуация упрощается, так как поведение персонажей заведомо известно. Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета), как и аллегория, является иносказанием. Но, в отличие от аллегории, символический образ сохраняет и свое прямое значение в художественном контексте. Его второй, переносный смысл может быть распознан читателем далеко не сразу, особенно при первом чтении. К тому же символ тяготеет к многозначности. Так, в стихотворении Пушкина «К морю» образ моря – это и конкретный пейзаж («... Ты катишь волны голубые...», «... Твои скалы, твои заливы, // И блеск, и тень, и говор волн...»), и одновременно воплощение идей свободы, вечного движения, могущества, образный аналог романтической концепции личности. В отличие от аллегорических образов, значение которых известно очень широкой аудитории, распознавание символов подчас требует особых знаний. На это указывает этимология термина: символами «назывались у древних греков подходящие друг к другу по линии облома осколки одной пластинки, складывая которые, опознавали друг друга люди, связанные союзом наследственной дружбы. По символу опознают и понимают друг друга “свои”. В отличие от аллегории, которую может дешифровать и “чужой”, в символе есть теплота сплачивающей тайны» (Аверинцев С.С. Символ / Краткая литературная энциклопедия. М., М., 1971. Т.6.Стб. 827). 2)Х.О. экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Об эмоциональной оценке автором изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на «положительных», «отрицательных», «противоречивых», или «раздвоенных» (при всех оговорках критиков относительно уязвимости схем). Важнейшими видами оценки выступают эстетические категории, в свете которых писатель воспринимает явления общественной жизни: он может заострить в характерах комические противоречия; подчеркнуть романтику или трагизм переживаний героев; быть сентиментальным или ироничным и т.д. Не менее часто отношение автора к герою оказывается двойственным, противоречивым. Например, до сих пор вызывает споры авторская оценка Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», мера комического в характере и поведении главного героя. 3) Х.О. самодостаточен и многозначен, является основной формой выражения содержания в искусстве. Это особенно очевидно на фоне образов в структуре научного труда: они лишь иллюстрируют те или иные положения. Поэзия называет частное, не думая о всеобщем (Гете)
|