Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропоцентризм иск-ва и виды образов
Антропоцентризм искусства диктует особый ракурс видения среды, окружающей человека: природа, вещный мир изображаются не только ради их самих. Это круг предметов, доступных образному воплощению, широк. В искусстве вещи всегда «говорят» о человеке, природа «ведет» с ним «речь». Виды образов: 1) Образ-персонаж - не обязательно человек, любой предмет обретает антропоморфные качества. Драма- границы обозначены четко, эпос- структуру образа определяет читатель (сужает/расширяет контекстуальную базу интерпретации), лирика- часто бесперсонажна, важен лирический субъект, характер мироощущения, система ценностей, 2) Образ - представление- портрет персонажа, может быть человека, пред. в виде вещи, детали пейзажа, интерьера. Чаще всего описание 3) Первичные субъекты речи - присутствуют только как голоса (в лирике - собственно автора, лир.героя, ролевого героя, ролевого субъекта и др, в эпосе - всеведущий повествователь, личный повествователь, рассказчик и др.) 4) Аллегории и символы - иносказательные образы, значащие элементы предметного мира. Аллегория- говорится об одном предмете, подразумевается другой. В аллегории (греч. allegoria – иносказание) дешифровка смысла не вызывает затруднений и условность изображения очевидна. Это традиционный язык басни, которая первоначально была риторическим приемом, склонявшим слушателей к тому или иному решению. Образы животных здесь имеют служебное значение и способствуют убедительности басенной «морали». Житейская ситуация упрощается, так как поведение персонажей заведомо известно. Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета), как и аллегория, является иносказанием. Но, в отличие от аллегории, символический образ сохраняет и свое прямое значение в художественном контексте. Его второй, переносный смысл может быть распознан читателем далеко не сразу, особенно при первом чтении. К тому же символ тяготеет к многозначности. Так, в стихотворении Пушкина «К морю» образ моря – это и конкретный пейзаж («... Ты катишь волны голубые...», «... Твои скалы, твои заливы, // И блеск, и тень, и говор волн...»), и одновременно воплощение идей свободы, вечного движения, могущества, образный аналог романтической концепции личности. В отличие от аллегорических образов, значение которых известно очень широкой аудитории, распознавание символов подчас требует особых знаний. На это указывает этимология термина: символами «назывались у древних греков подходящие друг к другу по линии облома осколки одной пластинки, складывая которые, опознавали друг друга люди, связанные союзом наследственной дружбы. По символу опознают и понимают друг друга “свои”. В отличие от аллегории, которую может дешифровать и “чужой”, в символе есть теплота сплачивающей тайны» (Аверинцев С.С. Символ / Краткая литературная энциклопедия. М., М., 1971. Т.6.Стб. 827).
|