Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кинесика
Основу кинесики составляют иконические знаки ( отношение подобия) – жесты, поза, мимика, походка. По подсчетам английского психолога за час непринужденной беседы мексиканец делает 180 жестов, француз – 120, финн – 1, англичанин – ни одного. Русская традиция носит усредненный характер. Основными непроизвольными жестами являются: · демонстрация открытых ладоней – откровенность, · сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность, · прикосновение к носу – неуверенность, ложь, · поглаживание подбородка – момент принятия решения, · протирание стекол очков – пауза, · постоянное отбрасывание волос со лба – беспокойство, Мимика с одной стороны должна демонстрировать открытость коммуниканта, а с другой – скрывать те реальные состояния, которые противоречат целям общения. Основными мимическими выражениями являются – радость, счастье, удивление. Об искренности человеческой эмоции говорит симметрия в отображении чувства на лице. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его левая и правая половины. Eye-contact (визуальный контакт) выделяет 3 зоны: · деловой взгляд (треугольник на лбу партнера), · социальный (глаза-губы), · интимный (глаза- солнечное сплетение). Визуальный контакт нельзя избежать, если хотите быть убедительным. При общении с человеком обратите внимание на то, как он смотрит на вас, как долго смотрит, как долго может выдержать ваш взгляд. Любое изменение в обычном выражении глаз – сигнал для собеседника. · «бегающие глазки» - тревога, страх, обман, · блестящий взгляд – возбуждение, · усиленное моргание – обман. Некоторые исследования показывают, что контакт глаз для белых и черных в Америке имеет противоположное значение: для белых требуется прямой контакт, чтобы выразить внимание и интерес, для черных – прямой контакт оскорбителен. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Человеческое тело может принимать до 1000 различных положений. Распространенный позы в европейской культуре: · руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности, · стояние, опираясь руками на стол или стул – ощущение неполноты контакта с партнером, · скрещенные конечности – скептическая защитная установка, · частая смена поз, ерзание на стуле – внутреннее беспокойство. Походка человека – стиль передвижения, выдает эмоциональное состояние. Тяжелая, легкая, вялая, большая длина шага. Такесика: динамические прикосновения, определяются статусом, возрастом, полом, степенью знакомства партнеров. Например, рукопожатия можно интерпретировать так: · доминирующее: рука сверху, ладонь развернута вниз, · покорное: рука снизу, ладонь развернута вверх, · равноправное. Просодика обозначается с помощью индексальных знаков и связана прежде всего с интонацией. Характер интонации в индоевропейских языках не меняет денотата (значения) слова и становится важным средством выражения коннотативных (оценочных) отношений. Интонация – комплексное средство языка, оно включает в себя мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. Для русского языка характерно наличие 11 зон эмоциональных состояний (радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида), каждое из которых передается соответствующей интонационной моделью. Внутри каждой модели можно обнаружить 5-6 оттенков. Как правило, восходящий тон придает значение зависимости и незаконченности, вопросительности, неуверенности, а нисходящий тон - значение независимости и законченности, убедительности. Тембр голоса оказывает влияние на степень доходчивости информации и должен быть связан с ее содержательностью. Какой должна быть речь: громкой или тихой? Эмерсон предупреждал: не говори так громко, я не слышу, что ты хочешь сказать. К. Прутков учил: что нельзя командовать шепотом, это доказано опытом. Ясно, что степень звучности определяется ситуацией. Пауза – это пограничный сигал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. Существуют следующие принципы интонационного членения предложения, паузирования: 1. фонетический - длина звукового отрезка 7-10 слов составляет фразу, 2. структурно-семантический - выделяются главные и второстепенные члены предложения. По продолжительности выделяют короткие, средние (информационный, аналитический стиль), длительные паузы (торжественный, возвышенный характер речи) Темп - определяется количеством слогов или слов в единицу времени. На темп влияют: скорость произношения слов, характер паузирования, интонация, логические ударения. Основное назначение темпа - отделить важное от второстепенного. Средний темп: 70-80 сл/мин. - универсальный, используется во всех стилях. Замедленный - 50-60 сл/мин. - в литературно-художественном стиле. Ускоренный - 90-120 сл./мин.- официально-деловой, научный стили. Ритм - это регулярное чередование однотипных явлений. Ритмичность в прозе - явление неоднозначное. С точки зрения фонетики, ритм - это чередование ударных и безударных слогов, молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, логических ударений, а в семантике - тем, образов, ассоциаций. Проксемика обеспечивает определенное положение коммуниканта в пространстве, устанавливает между участниками общения значимые отношения. Ален Пиз выделил 4 типа проксемических отношений: · Интимная зона (15-46 см): дети, родители, супруги, родственники, близкие друзья. · Личная зона (46-1, 2 м): общение на официальных приемах, дружеских вечеринках. · Социальная зона (1, 2 -3, 6 м): посторонние, малознакомые люди. · Общественная зона (более 3, 6 м) общение с аудиторией Люди Запада воспринимают пространство как пустоту между предметами, а для японца (садовое искусство) пространство это форма среди форм, наделенная собственной конфигурацией. В словаре японцев нет понятия личного пространства, а для араба «быть одному» не означает уединиться физически, а просто перестать разговаривать. Механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям. Представление о личном пространстве свойственно немцу и отражает национальную тоску по жизненному пространству. Значение открытой или закрытой двери меняется в зависимости от того, где ты находишься – в Нью-Йорке или в Берлине. В Америке заглянуть в дверь – значит все еще быть «вне», а в Германии значит – «уже войти». Желание передвинуть стул поближе к хозяину благосклонно воспримут в Америке и в Италии, а в Германии это будет воспринято как невоспитанность. На уровне BL необходимо подчеркивать то, ради чего пришли. Таким образом, знание основ невербальной коммуникации поможет вам адекватно оценивать вербальную речь говорящего, гармонично сочетать собственную вербальную и невербальную составляющие, что в конечном итоге формирует уровень доверия в коммуникации и способствует ее успеху. Продемонстрируем соблюдение этических норм на примере анализа этического аспекта речи А. Г. Лукашенко. Для анализа этического аспекта речи рассмотрим фрагмент выступления А. Лукашенко из интервью телеканалу «24 KZ». Журналист задала несколько вопросов, первый был о том, какой позиции придерживается Беларусь в обсуждении проблем Сирийского мира. Второй касался отношения Беларуси к тому, что одна страна, пусть и «супердержава» под демократическим лозунгом вмешивается в дела другой страны. На эти вопросы глава государства ответил: «Я крайне негативно отношусь к войне в Сирии не только как Президент, но и как человек. (тезис) Добром это не закончится. Не дай бог американцы влезут туда, как они влезли в Ливию, и в целом блок НАТО, и начнут бомбить - это катастрофа. Вот тогда вспыхнет вся «арабская дуга». Тогда мало не покажется всем, потому что вовлечен в этот конфликт через Ирак будет и Иран, и другие государства. Поэтому будет очень жарко. Мы очень активны в этом вопросе, мы высказываем откровенно свою позицию. И мы категорически против того, чтобы пусть даже супердержава под какими бы то ни было лозунгами, демократическими или еще какими-то там, вмешивалась во внутренние дела того или иного государства, свергала, убивала, вешала президентов. Все это мир уже видел, от Саддама Хусейна до ливийского президента Муаммара Каддафи. А сколько тысяч человек угробили? Это какая демократия? Кому позволено сегодня таким образом в мире орудовать? (аргумент). Посмотрите, до чего договорились: американская нация себе уже присвоила право некой исключительности. Мы эту исключительность в середине прошлого века пережили. И она стоила 50 миллионов жизней. Присваивать себе право некой исключительности и этим обосновывать бомбежки других государств, я думаю, это, мягко говоря, контрпродуктивно, это очень плохо и вообще, меня Обама поражает. Еще совсем недавно чернокожие люди в Америке рабами были, а сегодня уже об исключительности какой-то заявляют. Я никогда не думал, что человек, вышедший из этих бедных слоев, сможет вообще риторику такую в мире проводить. Это недопустимо, это крайне опасно. Прав был Путин, когда говорил, что самое страшное, когда эту идеологию об исключительности вбивают в голову собственного населения. А это 300 миллионов человек. И они, как это было когда-то в Германии, начинают понимать, что это особая раса, особая кровь, особая исключительность, и должны наводить порядок в мире и всех подстричь под их стандарты. Это очень опасная тенденция. Откровенно говоря, мы опасаемся перелива этого терроризма. Это большая опасность, большая угроза южным рубежам нашего будущего Евразийского экономического союза. Поэтому мы держим в поле зрения эти проблемы и откровенно говорим о том, что нас не устраивает в этом конфликте» По тексту речи видно, что многие постулаты Грайса нарушаются. Так, например, нарушается максима количества информации. Речь избыточна, что свойственно устной ее форме: происходит неоднократное возвращение к теме. Также нарушается максима релевантности. Следует отметить, что оратор в устной речи нередко делает отступление от темы. Так, например, в этом интервью, обсуждая вопрос о Сирии, Лукашенко перешел непосредственно на личность Обамы. Нарушен и способ выражения. Президент Белоруссии выражается явно не кратко, да и в речи возникает неопределенность: «Я никогда не думал, что человек, вышедший из этих бедных слоев, сможет вообще риторику такую в мире проводить». Не совсем понятно, какую именно риторику человек сможет проводить. Что именно имел оратор в виду? То ли то, что чернокожий, бывший некогда рабом сможет выступать перед массовой аудиторией, то ли то, что он сможет говорить о своей исключительности. Однако соблюдается максима качества информации. Так как присутствуют тезис и его аргументация. Невербальная составляющая речи А Лукашенко отличатеся индивидуальностью. Приветствует он кого-либо не просто рукопожатием, но, как бы приобнимает гостя, похлопывая его по плечу. Таким образом, стираются границы, уменьшается дистанция между политическими лидерами различных стран. Жесты и мимика Александра Григорьевича заслуживают отдельного внимания. Они достаточно яркие и разнообразные. Мимика зависит от темы, которую освещает оратор. Если разговор идет о том, что вызывает возмущение, то на лице оратора можно увидеть агрессию и зачастую сомнение. Если же дело касается чего-то несерьезного, то речь сопровождается улыбкой, радостными эмоциями. Каждое слово, сопровождается жестами. Например, при слове «вы», он указывает на публику, при словах о Белоруссии, на себя. Оратор делает «выпады» на публику, то есть положением корпуса «работает» на определенную часть зрителей. Если ему на пресс-конференциях задают вопросы, то он смотрит на того, кто задавал, редко отводя взгляд на кого-то другого. Кроме того, нередко можно увидеть, что сидит Лукашенко, разведя руки, возможно, тем самым он показывает свою открытость. Такая поза вызывает доверие. Что же касается интонации, то она также как и мимика, зависит от темы разговора. Часто на пресс-конференциях Лукашенко переходит на повышенные тона, в то время как на встречах с главами других стран, его речь размеренная, спокойная. Таким образом, этический анализ речи оратора демонстрирует нам важность соблюдения максим Грайса, необходимость создания целостного образа политика, умение демонстрировать открытость невербальными средствами.
Задания: 1. Подготовьте сообщение на тему: Межкультурные особенности делового этикета 2. Подготовьте сообщение на тему: Межкультурные особенности невербальной коммуникации 3. Проанализируйте этический аспект речи оратора: соблюдаются ли им этические постулаты Грайса (максима количества – обосновать достаточность информации для раскрытия темы - иллюстрировать примерами из текста, максима качества – выделить тезис и аргументы в речи оратора, максима релевантности – обосновать нет ли смещения тезиса, если есть - подтвердить примерами из текста, максима способа выражения - кратко ли, ясно, точно передается информация - иллюстрировать примерами из текста. Проанализировать имидж оратора: внешний вид, манеру поведения, применяемые этикетные формулы прощания, приветствия, обращения, специфику невербальной коммуникации оратора – жесты, мимику, визуальный контакт, позу, походку, проксемические параметры (ориентацию, дистанцию), такесику (прикосновения), просодику (интонацию).
Обязательная литература: 1. Решетникова, Е. В. Риторика и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. - Новосибирск: [б. и.], 2008. - 178с. 2. Руднев, В. Н. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Руднев. - 2-е изд., перераб. - Москва: Кнорус, 2015. – 292 с. 3. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для бакалавров / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общ. ред. В. Д. Черняк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. – 505 с. 4. Сурикова, Т. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для бакалавров / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова; под ред. Г. Я. Солганика. - Москва: Юрайт, 2013. – 239 с. Дополнительная литература: 1. Сергеева, А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность [Текст]: монография / А. В. Сергеева. - М.: Флинта, 2008. - 314с. 2. Назаров, В. Н. История русской этики [Текст]: учеб. пособия / В. Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2006. - 319с. Назаров, В. Н. История русской этики [Текст]: учеб. пособия / В. Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2006. - 319с. 3. Деловая переписка на русском, английском и французском языках [Текст]. - М.: Бизнес-Центр, 2001. - 430 c. Электронный ресурс. Библиотека iprbooks: 1. Барабанщиков В.А. Лицо человека как средство общения [Электронный ресурс]: междисциплинарный подход/ Барабанщиков В.А., Белопольская Н.Л., Виссарионова В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2012.— 348 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15263.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Власова Э.И. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 152 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16309.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Семенова М.А. Этикет делового общения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов 3 курсов очного и заочного отделений всех специальностей по дисциплине «Основы делового общения»/ Семенова М.А.— Электрон. текстовые данные.— Астрахань: Астраханский инженерно-строительный институт, ЭБС АСВ, 2009.— 106 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/17075.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Титова Л.Г. Технологии делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Титова Л.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 239 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15478.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
|