Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система условных обозначений.






В тематическом плане и календарно-тематическом планировании рабочей программы по учебному предмету «Литература» используются следующие сокращения:

РР- развитие речи,

ВН.чт. – внеклассное чтение,

КР – контрольная работа

ЭК – этнокультурный компонент

 

 


Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся. Теоретические сведения и понятия минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями широко представлены современные произведения. В процессе обучения вводятся литературные ресурсы Интернета.

IIэтап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса. Происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.

IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в воспоминаниях современников. Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ.

 

Основные критерии отбора художественных произведений:

1. Художественная ценность

2. Гуманистическая направленность

3. Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

4. Культурно-исторические традиции

 

 

В целях реализации рабочей учебной программы по предмету «Литература» рекомендуется использование технологий обучения: технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая, проектная; методов обучения: словесные, работа с информацией, проблемно-поисковые, исследовательские; форм обучения: групповые, коллективные (работа в парах постоянного и сменного состава).


Место курса «Литература» в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й

класс. Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных

учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы

на этапе основного общего образования в объеме 455 ч.

класс Общее количество часов
5–ые классы  
6–ые классы  
7–ые классы  
8–ые классы  
9–ые классы  
Итого  

Связь предмета «Литература» с другими учебными предметами.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Также наблюдается тесная связь с предметами «История», «Обществознание».

Связь урочной и внеурочной деятельности по предмету осуществляется через реализацию программ дополнительного образования «Школьный альманах», «Школьное телевидение», «Мастерская художественного слова», «Театральная мастерская», «Литературные проекты».

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»

Ценностные линии изучения учебного предмета «Литература» определены в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования. Это:

· готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

· вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов)

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Результаты освоения учебного предмета на уровне 5 класса:

Личностные результаты должны отражать:

· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению на основе формирования уважительного отношения к труду,

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

· формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

· умение отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления, факты;

· умение владеть основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· овладение навыками смыслового чтения, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; пользоваться изучающим видом чтения;

· умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; критично относится к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений;

· формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей в устной и письменной речи.

Предметные результаты:

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире жизни, отражённую в литературном произведении,

· адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

· знание изученных текстов;

· овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

· умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).

 

Результаты освоения учебного предмета на уровне 6 класса:

Личностные результаты должны отражать:

· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению на основе формирования уважительного отношения к труду,

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

· овладение навыками смыслового чтения как способа осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим);

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы их взаимодействия, планировать общие способы работы группы, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

· формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Предметные результаты:

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире жизни, отражённую в литературном произведении,

· адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

· знание изученных текстов;

· обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

· знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

 

Результаты освоения учебного предмета на уровне 7 класса:

Личностные результаты должны отражать:

· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты должны отражать:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение; умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

Предметные результаты:

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,

· адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

· знание изученных текстов;

· овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

 

Результаты освоения учебного предмета на уровне 8 класса:

Личностные результаты должны отражать:

· воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

· формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; признание ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе,

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты должны отражать:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки; формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· смысловое чтение;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; вступать в диалог; с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная активность); адекватно воспринимать партнера;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка,

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

· адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

· знание изученных текстов;

· овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Результаты освоения учебного предмета на уровне 9 класса:

Личностные результаты должны отражать:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты должны отражать:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способности к эмпатии;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

· понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

· развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал