Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Монопольний ринок
1. Характерные черты рынка чистой монополии. Виды монополий. 2. Кривая спроса монополиста. Выбор монополистом цены и объема производства. 3. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация: понятие, условия и виды. Эффективность монопольного рынка.
1. Ярким примером несовершенно конкурентного рынка и полной противоположностью рынка совершенной конкуренции является рынок чистой монополии, на котором множеству покупателей противостоит один продавец. Характерными чертами этого рынка являются: единственный про-давец уникального (эксклюзивного) товара; отсутствие близких замени-телей товара, вход новых фирм на рынок и выход из него заблокирован, автономность поведения и способность самостоятельно определять объем выпуска и рыночную цену продукции. Возникновению монополии способствуют естественные, юридические, экономические и искусствен-ные барьеры вхождения в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. Виды монополии. В зависимости от барьеров различают закрытую и открытую монополию, а по характеру и причинам возникновения – естественную, легальную и искусственную. С учетом степени охвата экономики – чистую (в масштабе определенной отрасли) и абсолютную (в масштабе национального хозяйства) монополию. Исходя из особенностей ценовой стратегии – простую монополию, которая реализует весь объем выпуска по одной и той же цене, и монополию, которая максимизирует прибыль благодаря осуществлению ценовой дискриминации.
2. Как правило, чистая монополия представляет собой отрасль, которая состоит из одной фирмы и является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Кривая спроса на продукт такой фирмы совпадает с кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон. Нисходящий характер кривой спроса монополиста обуславливает возможность изменения вида кривых среднего и предельного дохода путем манипулирования объемами производства продукции. Причем, в отличие от фирмы совершенного конкурента, фирма-монополист самостоятельно принимает решение не только о количестве продукции, которая предлагается к продаже, но и ее цене. Монополист может увеличить объем продажи, снижая цену не только последней, но и всех предыдущих единиц продукции. Это означает, что предельный доход (MR), который ЧМ получает от продажи дополнительной единицы про-дукции, всегда ниже ее цены (за исключением первой единицы) (рис. 10.1). Рис. 10.1. Кривая спроса и предельный доход фирмы-монополиста
Выбор монополистом комбинации цены и объема производства в краткосрочном периоде осуществляется в соответствии с правилом максимизации прибыли (минимизации убытков): MC = MR. Для монопольного рынка это правило приобретает вид:
Рис. 10.2. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде
Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.
3. Монопольная (рыночная) власть – это способность фирмы самостоятельно определять рыночную цену, которая превышает предельные издержки, и получать добавочную (монопольную) прибыль. Источниками монопольной власти являются: исключительные права; стойкие преимущества потребителей; контроль над ресурсами и эффект масштаба. Но основной причиной монопольной власти является эластичность спроса на продукт фирмы-монополиста. Выделяют три основных фактора, влияющих на эластичность спроса фирмы-монополиста: эластичность рыночного спроса в целом; количество фирм на рынке и механизм взаимодействия между фирмами. Для измерения монопольной власти используют показатель Лернера, который рассчитывается по формуле: L = (P - MC)/P. Чем больше величина L, тем выше монопольная власть. Численное значение показателя Лернера всегда находится между 0 и 1 (0< L< 1). Поскольку для конкурентной фирмы Р = МС, то величина LРСК = 0. В некоторых ситуациях фирма-монополист, пытаясь максимизиро-вать прибыль, может прибегать к ценовой дискриминации – устанавли-вать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. При этом различия в ценах никак не связаны с изменениями в издержках производства или другими объективными причинами. В основе ценовой дискриминации лежит стремление производителя захватить потребитель-ский излишек, т.е. продавать товар каждому потребителю по той цене, которую он согласен уплатить. Ценовая дискриминация 1-й степени (абсолютная дискримина-ция) имеет место, когда каждая единица продукции продается по индиви-дуальной, наивысшей из цен, которую согласен уплатить потребитель. Ценовая дискриминация 2-й степени связана сгруппированием продукции в партии в зависимости от объемов покупки. На практике она осуществляется в форме скидок или надбавок. Ценовая дискриминация 3-й степени (сегментирование рынка) предполагает разделение самых потребителей на отдельные группы или рынки, для которых устанавливается соответствующая цена реализации. Политика ценовой дискриминации увеличивает прибыль монопо-листа при условии, что 1) потребитель не имеет возможности пере-продавать товар по более высокой цене (поэтому ценовая дискрими-нация широко распространена в сфере услуг); 2) продавец имеет возможность разделять потребителей на соответствующие группы и предлагать им товар по разным ценам. Причем покупателям, которым присущая низкая эластичность спроса, обычно предлагается высокая цена, и, наоборот, эластичный спрос способствует снижению цены. По сравнению с совершенно конкурентной отраслью монополия, стремится произвести меньший объем продукции и установить на нее более высокую цену. А исключительное положение на рынке дает возможность получать прибыль практически постоянно и тем самым перераспределять доходы общества и часть доходов потребителей в свою пользу. У монополиста фактические издержки фирмы для любого объема производства, как правило, большие, чем минимально возможные. Это явление называется Х - неэффективностью. Монополия противоречиво влияет на научно-технический прогресс. Кроме того, монополия расхо-дует средства на мероприятия по сохранению своего моно-польного положения на рынке, что также отражается на уровне ее рас-ходов. Монополия склонна при определенных условиях осуществлять ценовую дискриминацию. Указанные следствия функционирования монополии принуждают общество делать попытки нейтрализации отрицательных эффектов и заниматься антимонопольным регулированием.
Вопросы для самодиагностики знаний
1. Перечислите характерные черты рынка чистой монополии. 2. Сформулируйте правило максимизации прибыли для фирмы-монополиста. 3. Поясните сущность ценовой дискриминации, назовите ее виды и условия осуществления.
|