![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рациональная фирма сопоставляет доход, полученный от продажи определенного объема продукции на рынке, и издержки на ее производство.
63) Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину. AFC = FC/ Q. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Средние переменные издержки (AVC) равны: AVC = VC/ Q. Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции: TC = f (Q), TC = FC + VC. 64) Когда экономисты говорят о структуре рынка, то подразумевают под этим количество товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей), а также их возможности. Например, на продуктовом рынке действуют толпы продавцов и покупателей, которые свободно договариваются о ценах. В этом случае мы видим одну организацию рынка, его структуру. Другой пример: в автомобилестроении сейчас господствуют несколько крупных японских, американских и западноевропейских компаний. Они удовлетворяют спрос огромной армии автолюбителей. Здесь сформировалась особая структура рынка с ограниченным числом фирм-производителей, которые определяют цены на автомобильную продукцию. Это другая организация и структура рынка. В производстве большегрузных автомобилей в России сложилась еще более специфическая рыночная структура, для которой характерно наличие только одного завода большегрузных автомобилей в г. Жодино и ограниченного числа их потребителей. Причем ими являются крупные предприятия добывающей промышленности не самой России, а России и других стран. Рыночная структура — положение, характеризующее возможности продавцов продавать свою продукцию, а покупателей — ее приобретать. Для описания рыночной структуры используют многие факторы. Однако считается, что наибольшее значение имеют следующие: Во-первых, число товаропроизводителей, участвующих в конкурентной борьбе. Это главная характеристика рыночной структуры. Она показывает, присуща ли рынку конкуренция или в нем господствует монополия. Конкуренция может складываться при наличии не менее двух товаропроизводителей; во-вторых, контроль над ценами. Его наличие означает, что цена специально удерживается на том уровне, который выгоден лишь ограниченному числу товаропроизводителей. Наличие такого контроля «выгоняет» товаропроизводителей в другие производства и отрасли. Здесь же их становится меньше, и конкуренция ослабевает. Поэтому чем меньше контролируются цены, тем активнее конкурентная борьба; в-третьих, товарная дифференциация. Она означает, что каждый товар или услуга может иметь множество оттенков по цвету, вкусу или дизайну, а также по цене. Товарная дифференциация дает возможность лучше и полнее удовлетворять потребности покупателей. Однако она приводит к появлению множества «маленьких» монополистов в производстве каждой разновидности товара. Это ослабляет конкурентную борьбу среди товаропроизводителей; В-четвертых, вход в производство. Это характеристика возможности открытия нового предприятия по выпуску уже производимого товара. Если не установлен диктат какой-либо фирмы, это возможно сделать. Если же диктат существует, то сделать это труднее, а иногда и вовсе невозможно. Экономисты обычно выделяют 4 основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В каждом из этих типов названные факторы действуют по-разному. 65) Классификация рыночных структур представлена в таблице 7.1. Различают два типа рынков:
|