Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое значение коэффициента эластичности.






Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.

Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.

 

 

№24 Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Основные направления теории потребительского поведения
Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число)
Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

Кардиналистическая теория потребительского поведения
Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию

.Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»).
Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

где MU – предельная полезность товаров a, b, c, соответственно;
Р – цена товаров a, b, c.
Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что

Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Ординалистическая теория полезности
Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.

 

№25 Полезность блага (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Оптимальным потребительским выбором считается такой выбор, когда самая высокая кривая безразличия и самая низкая Бюджетная линия имеют общую точку касания.

Оптимальным называется выбор потребителя, приносящий ему максимум пользы и минимум затрат.

Правило максимизации полезности – это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний затраченный рубль на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.

Суверенитет потребителя - независимость потребительского права, которое является самостоятельным направление права, представляющим собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителя на рынке товаров и услуг. Суверенитет потребителя-право делать свободный, осознанный выбор.
Суверенитет потребителя нарушается тогда, когда:
1.много потребителей, мало продавцов (один монополист может безнаказанно повышать цены или предлагать некачественный товар);
2.потребитель, как правило, непрофессионал, он не может следить за всем многообразием товаров и знать сравнительные характеристики всех марок, поэтому он легко может сделать ошибку при покупке;
3.продавец знает о товаре, который продает, больше, поэтому он может либо сознательно обмануть потребителя, либо скрыть какую-то информацию;
4.продавец может сам формировать потребительские предпочтения, например, через активную рекламу.

В основе теории поведения потребителя лежит гипотеза о рациональности потребителя.

Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе. То есть при заданных ценах и данном доходе покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами. Для того, чтобы максимизировать полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

 

 

№26 КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA, QB,..., QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2).

Рис. 7.1. Общая полезность

Рис. 7.2. Предельная полезность

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

 

 

№27 Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться. (пример.Если ты поел в меру, то извлек достаточно полезности, но если ты продолжил есть после того как ты наелся, то от переедания можешь попасть в больницу.)

Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:

Также данный закон обычно носит название первого закона Госсена, в честь немецкого экономиста Германа Госсена, который впервые выдвинул идею о сокращении предельной полезности.

Общая полезность
Предельная полезность

 

 

№28

Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах:
1. Полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости).
Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать что:
а) А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В;
б)В> А, т.е. товар В предпочтительнее товара А;
в) А - В, т.е. товары А и В равноценны.
2. Аксиоме транзитивности (перехода) предпочтений.
Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар
В > товара С, то товар А > товара С.
3. Аксиоме ненасыщения.
Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше чем набор В, то А > В, т.е. предполагается что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя.
4. Аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.

 

2. Кривые безразличия потребителя. Предельная норма замещения благ

Желание приобрести товары, входящие в набор потребителя, отражают его предпочтения. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Кривые безразличия, или кривые равных полезностей, показывают все комбинации (наборы) потребления товаров, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность. Набор кривых безразличия на графике (рис. 1) образует карту безразличия.

 

На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

U 4 > U 3 > U 2 > U 1

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют нисходящий вид. Приобретая больше товара В потребитель уменьшает покупку товара А. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.
3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму. Это свойство означает принцип диверсификации потребления. Комбинируя наборы товаров потребитель замещает одно благо другим. Товар-заменитель при этом называют «субститутом». Для того, чтобы определить, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) и при этом удовлетворить потребность, используется показатель предельной нормы замещения одного блага другим. Предельной нормой замещения блага А благом В называют количество блага А, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага В на одну единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются, ибо наборы товаров на более высокой кривой безразличия всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже.
5. Через любую точку пространства товаров можно провести лишь одну кривую безразличия.

Все стандартные кривые безразличия не только имеют отрицательный наклон, но и вогнуты к началу координат карты безразличия. Степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим.

Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

MRS = Δ Q2 / Δ Q1

Данное соотношение в силу убывающего характера стандартной кривой безразличия всегда отрицательно. Иногда для удобства перед правой частью вводят минус, что делает значение положительным, однако в большинстве случаев нас интересует абсолютное значение коэффициента. Если представить зависимость между количеством , и уровнем полезности в виде функции типа , то предельная норма замещения равна производной функции полезности: .
Графически равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке.

Принцип убывания MRS

Очевидно, что степень замещения товара товаром не остается постоянной при движении вдоль кривой безразличия.

При перемещении вниз по кривой предельная норма замещения уменьшается, так как остающиеся единицы товара приобретают в глазах потребителя бОльшую ценность, а дополнительные единицы товара приносят все меньшее добавочное удовлетворение (или предельную полезность если выражаться языком кардиналистской теории).

 

Предельная норма замещения и предельная полезность

При движении вдоль кривой безразличия совокупная полезность остается неизменной, другими словами, потеря полезности от сокращения потребления товара компенсируется приобретением большего количества товара .

Дополнительная полезность, приобретаемая, или теряемая потребителем, есть ни что иное как предельные полезности рассматриваемых товаров.

Таким образом получаем: Δ Q2*MU2 = Δ Q1*MU1

то есть: -Δ Q2 / Δ Q1 = MU1 / MU2

Основные свойства MRS:

Предельная норма замещения товара Q2 товаром Q1 равна отношению их предельных полезностей, то есть MU1 к MU2. Отрицательный знак в выражении означает, что чем больше одного товара (Q1), тем меньше другого товара (Q2) должно быть в потребительском наборе, с тем чтобы совокупная полезность осталась неизменной.

Если любые две точки на кривой безразличия сливаются в одну, то MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке.

Предельная норма замещения имеет значение только при движении по кривой безразличия, но никогда — при перемещении между кривыми

Принцип убывания MRS не является универсальным и выполняется только для кривых безразличия стандартного вида.

 

 

№29 Представим, прежде всего, что потребитель располагает в данный период денежной суммой, например, в 1000 руб. Понятно, что истратить эту сумму в принципе можно весьма различными способами: можно купить на все деньги жевательной резинки, можно - учебников по экономике, а можно купить один учебник (конечно, тот, который вы держите сейчас в руках), одну пачку резинки, а на остальные деньги еще чего-нибудь, что душа пожелает. Иными словами, наш потребитель может купить любой набор товаров, удовлетворяющий лишь одному простому требованию: общие расходы на данный набор не превышают суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя - 1000 руб.

Сформулируем это правило в более общем виде. Пусть потребитель располагает в единицу времени некоторым доходом М. Отметим, что экономиста в данном случае совершенно не интересует источник этого дохода (были ли деньги заработаны, взяты в долг или выручены от продажи имущества), важно лишь, что потребитель в течение данного периода не может расходовать свыше М денежных единиц. Тогда, как уже говорилось выше, потребитель может приобрести любой набор товаров Х = (x 1, x 2,..., xn), удовлетворяющий следующему условию:

P 1 x 1 + P 2 x 2 + … + PnxnM (1)

где x 1, x 2,..., xn — количество единиц товаров 1, 2,..., n, приобретаемых потребителем;, P 2,..., Pn — цены этих товаров; М — располагаемый доход потребителя.

Выражение (1) называется бюджетным ограничением потребителя. Вспомним, что графические методы анализа заставляют нас рассматривать случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товар Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид

PXx + PYyM (2)

Для того чтобы представить множество товарных наборов, удовлетворяющих ограничению (2) в графическом пространстве товаров, нам необходимо, очевидно, отобразить в пространстве товаров границу этого множества, т.е. линию

PXx + PYyM. (3)

Линия, описываемая уравнением (3), носит название бюджетной линии.

Примем теперь очень важное предположение:

предположим, что отдельный потребитель не может повлиять на цену какого-либо товара, сколь значительно бы этот потребитель не изменял свой объем потребления данного товара (иными словами, на рынке существует совершенная конкуренция на стороне спроса). В самом деле, трудно себе представить, чтобы доля отдельного потребителя на рынке некоторых потребительских товаров (продуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники и т.д.) была столь велика, чтобы изменение спроса одного лишь потребителя, например, на мясные продукты или магнитофонные кассеты могло бы привести к изменению цены на эти товары. Таким образом, цены товаров выступают для потребителя как некие внешние, заданные рынком величины.

Вернемся теперь к уравнению (3) и попробуем представить бюджетную линию графически. Заметим, что уравнение (3) легко преобразуется в уравнение

y = M / PY – (PX / PY)x. (4)

Поскольку величины М, РX и РY, по нашему предположению, постоянны, уравнение (4) представляет собой уравнение прямой линии (типа y = ax + b), где М/РY — свободный член, а – РXY — коэффициент при переменной х. Бюджетная линия соответственно представляет собой прямую линию типа линии АВ, изображенной на рис. 1.


Рис. 1. Бюджетная линия

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Так, ордината точки А yA = М/РY. Именно столько товара Y может купить потребитель, вовсе отказавшись от приобретения товара X. Аналогичным образом абсцисса точки В xB = = М/РX. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (xc, yc) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М/РY) и В = (М/РX, 0). Вообще говоря, бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров РX и РY.

Как видно из рис. 1, бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Такое свойство бюджетной линии вполне объяснимо: поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Вспомним, что наклон прямой линии характеризуется коэффициентом при переменной х в уравнении этой прямой. Следовательно, наклон бюджетной линии характеризуется величиной РX / РY (см. (4)). Знак “минус” как раз и указывает на отрицательный наклон бюджетной линии (так как цены товаров — положительные величины, т. е. РX > 0, РY > 0, то величина РX / РY отрицательная). Наклон бюджетной линии равен, таким образом, соотношению цен товаров, взятому с противоположным знаком. Наклон этот, как видно, является постоянной величиной, поскольку мы предположили ранее, что отдельный потребитель не способен повлиять на рыночные цены товаров.

Теперь, когда мы уже знаем свойства бюджетной линии, представим графически множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению.. Поскольку объемы потребления не могут быть отрицательными величинами (x  0, y  0), доступное множество представляет собой заштрихованный на рис. 2 треугольник ОАВ, ограниченный бюджетной линией и осями координат.


Рис. 2. Множество возможностей потребителя.
K и L - доступные наборы, D и Е - недоступные.

Поскольку конечной целью нашего анализа является изучение реакции потребителя на изменение цен и дохода, нам необходимо, очевидно, рассмотреть, как изменяются при изменении цен и доходов границы доступного множества. Начнем с изменения дохода. Пусть первоначально доход потребителя составлял М 1. Тогда бюджетная линия описывается уравнением (линия АВ на рис. 3)

y = M 1/ PY – (PX / PY)x. (5)


Рис. 3. Сдвиг бюджетной линии при изменении дохода

Предположим теперь, что доход потребителя увеличился с М 1 до а цены товаров остались неизменными. Тогда уравнение новой бюджетной линии имеет вид

y = M 2/ PY – (PX / PY)x. (6)

Простое сравнение показывает, что коэффициент при переменной х в уравнении (6) остался таким же, как и в уравнении (5), а значит, не изменился наклон бюджетной линии, который определяется соотношением цен. Зато изменились координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат: новая бюджетная линия пересекает ось y в точке С с ординатой yc = М 2/ PY, а ось x — в точке D с абсциссой xD = = М 2/ PX. Таким образом, увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (а снижение дохода соответственно к параллельному сдвигу бюджетной линии вниз, доказательство чего предоставим читателю).

Вернемся теперь к первоначальной бюджетной линии АВ, описываемой уравнением (5), и рассмотрим еще одну весьма важную в экономике ситуацию: пусть теперь изменится цена лишь одного товара Х (например, уменьшится с PX до PX 1), в то время как цена товара Y и доход потребителя останутся неизменными. Тогда новое бюджетное ограничение примет вид

y = M 1/ PY – (PX 1/ PY)x. (7)

В этом случае коэффициент при переменной х изменится с – PX / PY на – PX 1/ PY, а следовательно, изменится и наклон бюджетной линии. Неизменной останется точка пересечения бюджетной линии с осью y — точка А. Поскольку доход М 1, и цена PY не изменились, максимально возможный объем закупок потребителем товара Y по-прежнему составляет М 1/ PY единиц товара Y. В то же время точка пересечения бюджетной линии с осью х сместилась вправо (рис. 4).


Рис. 4. Поворот бюджетной линии при изменении дохода

Если первоначальная бюджетная линия пересекает ось х в точке В с абсциссой xB = М 1/ PY, то “новая” бюджетная линия (при цене PX 1 < PX пересекает ось х в точке K с абсциссой xk = М 1/ PX 1. Иными словами, поскольку цена товара Х уменьшилась, потребитель может теперь, израсходовав весь свой доход на товар X, купить большее количество единиц этого товара. Таким образом, уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью y (а увеличение цены товара Х — к аналогичному повороту по часовой стрелке).

 

№30 ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую " доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая " доход-потребление" для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.

Кривая " доход-потребление" для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

На рис. 9.1 показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага. На рис. 9.1 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.

Увеличение доходов дает возможность приобретать такие блага, которые потребитель прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.

Рис. 9.1. Кривая " доход-потребление" качественного товара

Таким образом, кривая " доход-потребление" иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.

Кривая " доход-потребление" изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.

Кривая " доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 9.2).

При рассмотрении потребителем некачественного блага кривая " доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая " доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

Рис. 9.2. Кривая " доход-потребление" некачественного товара

Заметим, что оценка блага как качественного или некачественного зависит от вкуса потребителя. В частности, указывается, что на юге Италии многие богатые люди все еще едят требуху.

Кривая " доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 9.3).

Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.

Кривая Энгеля изображена на рис. 9.4. (см. далее)

 

Рис. 9.3. Кривая " доход-потребление" на нейтральные товары

Кривая " доход-потребление" используется для построения кривой Энгеля.

№31 ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу координат.

Снижение цены на одно благо при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки до новой точки пересечения с осью, более удаленной от начала координат.

Как влияет изменение цены на потребительский выбор? Пусть денежный доход потребителя и цены других товаров фиксированы, и изменяется только цена интересующего нас товара Х. Если цена товара Х снижается с Р1 до Р2, а затем до Р3, то наклон бюджетной линии уменьшается – она поворачивается вокруг точки М вправо (рис. 4-4а). Наклон бюджетной линии В1 равен Р 1, наклон В2 = Р 2, наклон В3 = Р3. При снижении цены с Р1 до Р2 набор Е1 перестаёт быть оптимальным для потребителя. Условие равновесия нарушается: предельная норма замещения товаром Х других товаров (наклон кривой безразличия U1 в точке Е1, равный наклону бюджетной линии В1, то есть Р1) становится больше наклона бюджетной линии В2. Потребитель готов отдать большее количество других товаров за дополнительную единицу товара Х, чем требует от него рынок. Поэтому потребитель увеличивает количество товара Х в своём наборе. Он находит новый оптимальный набор 2), в котором содержится Х2. При снижении цены до Р3 потребитель выбирает новый оптимальный набор (Е3), который включает ещё большее количество товара ХХ3.

Соединив точки Е1, Е2 и Е3 получим кривую «цена – потребление» ( Р – С ), которая показывает все оптимальные наборы товаров, которые выбирает потребитель при разных уровнях цены данного товара. Из неё выводится обычная, простая индивидуальная кривая спроса DM (рис. 4-4b), являющаяся графическим отображением зависимости величины спроса потребителя (предпочтения и бюджетные возможности которого показаны на рис. 4-4а) на товар Х от его рыночной цены. Снижение цены товара Х, приводит к увеличению спроса на него.

Анализ спроса потребителя с помощью кривых безразличия позволяет открыть свойства кривой спроса, обосновать которые было невозможно в рамках вводного курса.

1. Цены других товаров фиксированы, но с изменением цены товара Х покупаемое количество других товаров может изменяться. Так, на рис. 4-4а видно, что с понижением цены товара Х с Р1 до Р2 потребление других товаров сокращается (в наборе Е2 их меньше, чем в наборе Е1. При снижении цены с Р2 до Р3 потребление других товаров несколько возрастает.

2. В каждой точке кривой спроса выполняется условие равновесия потребителя: MRSX, O = PX/PO (где MRSX, O – предельная норма замещения других товаров О товаром Х, а РО – цена других товаров). С понижением цены товара P X/P становится всё меньше и наклон кривой безразличия уменьшается.

3. Кривая спроса показывает какова предельная ценность (MV) блага Х для потребителя при разных уровнях потребления. Это следует из того, что высота кривой спроса в любой точке равна цене, и, следовательно, равна MRS (см. выше пункт 2). То есть длина вертикального отрезка от абсциссы до точки на кривой спроса даёт информацию о том, от какого количества других благ максимально готов отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную единицу данного блага. Например, предельная ценность блага Х при уровне его потребления Х2, равна величине Р2 (рис. 4-4b). Именно не больше такого количества других благ (рублей) готов отдать потребитель в точке равновесия Е2 за дополнительную единицу Х (рис. 4-4а). Таким образом, кривая спроса на благо - это кривая предельной ценности этого блага для данного потребителя.

Должна ли кривая спроса всегда иметь отрицательный наклон?

Теоретически можно предположить, что предпочтения потребителя при сложившихся ценах и его доходе таковы, что с понижением (повышением) рыночной цены, потребление им блага Х уменьшится (возрастёт). В таком случае) связь между величиной спроса и ценой будет положительной. На рисунке. 4-5, где потребитель достигает равновесия в точке Е1, при понижении цены товара Х бюджетная линия поворачивается направо. Потребитель находит новое равновесие в точке Е2, выбирая набор в котором количество товара Х меньше, чем в исходном наборе. Кривая спроса на товар Х в этом случае приобретает положительный наклон.

Товар, спрос на который падает с понижением его цены, и растёт с её повышением называется товаром Гиффена.

№32
Главным аргументом, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потреби­тель стремится к максимизации полезности. Однако если то­вар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ог­раничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хо­телось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочти­тельности) выбираемых товаров.
Таким образом теория рационального потребительско­го поведения предполагает анализ трех проблем: полезности,
дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потреби­тель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить мак­симум результатов при минимуме затрат (достичь наиболь­шей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Существует две версии теории потребительского пове­дения - кардиналистская и ординалистская.
Кардиналистская теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измере­ний полезности была введена даже единица полезности - «утиль» (от англ. утилиты - полезность). Согласно этой тео­рии рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полез­ности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых по­требителем, равны. В этом случае потребитель достигает со­стояния равновесия. Потребительское равновесие - это ситуа­ция, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Рациональный потребитель в рамках ограни­ченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каж­дый приобретённый товар принёс ему одинаковую предель­ную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.

Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей.(потребительская корзина набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. Другими словами, «потребительской корзиной» называется минимальный набор услуг, продуктов питания, и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Различают оптимальный (рациональный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины».)

 

 

 

№33 Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие " фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин " малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

тип собственности (частные или государственные);

характер и содержание деятельности;

ассортимент выпускаемой продукции;

способы и методы ведения конкурентной борьбы;

способ вхождения в различные союзы и объединения;

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

 

 

 

№34 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L, K, M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.

Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.

Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.

В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.

Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.

На рис. 22.1, а показана кривая общего продукта (ТР), который изменяется в зависимости от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В - точка перегиба, С - точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D - точка максимального значения ТР. Точка А перемещается по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где tg а есть отношение стороны AM к ОМ, т. е. выражение среднего продукта (АР).

Рис. 22.1. а) Кривая общего продукта (ТР); б) кривая среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР)

Проведя через точку А касательную, получим угол Р, тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс Р по величине больше tg а. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс Р принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В (рис. 22, б), начинает Сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.

Мы видим, что наиболее эффективное изменение переменного фактора X наблюдается на отрезке от точки В до точки С. Здесь предельный продукт (МР), достигнув своего максимального значения, начинает уменьшаться, средний продукт (АР) еще увеличивается, общий продукт (ТР) получает наибольший прирост.

№35 Рассмотрим вариант, когда переменными являются два фактора производства, которые при определенном сочетании дают в результате один объем производимого продукта. Возьмем, например, затраты труда и капитала при производстве обуви. Затраты труда обозначим за X, затраты капитала - через Y. При определенной комбинации этих двух факторов может быть произведено 200 пар обуви (Q = 200). Изменение капитала и труда может происходить в обратном направлении. Если количество капитала (применяемого оборудования) увеличивается, то, следовательно, применение живого труда - уменьшается. При этом возрастание одного фактора и уменьшение другого происходят таким образом, что общий объем производства остается на прежнем уровне.

 

Эту зависимость можно представить графически с использованием изокванты (рис.66).

 

Изокванта, или кривая равного продукта, отражает все возможные комбинации двух факторов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукта.

 

С увеличением объемов используемых переменных факторов, возникает возможность выпуска большего объема продукции. Изокванта, отражающая производство большего объема продукта, будет расположена правее и выше предыдущей изокванты.

 

Количество использованных факторов x и y может постоянно меняться, соответственно будет уменьшаться или увеличиваться максимальный выпуск продукта. Следовательно, может возникнуть множество изоквант, соответствующих разным объемам выпускаемой продукции, которые образуют карту изоквант (рис.67).

 

Изокванты являются подобием кривых безразличия с той лишь разницей, что они отражают ситуацию не в сфере потребления, а в сфере производства. То есть изокванты обладают свойствами, близкими кривым безразличия.

 

Отрицательный наклон изоквант объясняется тем, что увеличение использования одного фактора при определенном объеме выпуска продукта всегда будет сопровождаться уменьшением количества другого фактора.

 

Если в нашем примере с производством обуви происходит увеличение применяемого капитала в виде оборудования, то, следовательно, меньше труда рабочих необходимо будет использовать для производства определенного количества продукта.

 

Так же как кривые безразличия, расположенные на разном расстоянии от начала координат, характеризуют разный уровень полезности для потребителя, так и изокванты дают информацию о разных уровнях выхода продукции.

 

Возникает вопрос, на сколько нужно увеличить объем капитала (фактор y), чтобы уменьшить на одного человека применение живого труда (фактор x) при заданном объеме выпуска продукции? Чтобы ответить нужно рассмотреть крутизну наклона изокванты, который характеризуется предельной нормой технологического замещения (MRTSx, y).

 

Предельная норма технологического замещения измеряется соотношением изменения фактора y к изменению фактора x. Поскольку замена факторов происходит в обратном отношении, то математическое выражение показателя MRTSx, y берется со знаком минус:

 

MRTSx, y = - y/ x

 

Если мы возьмем какую-либо точку на изокванте, например, точку A (рис.68) и проведем к ней касательную KM, то тангенс угла даст нам значение MRTSx, y:

 

MRTSx, y = tg .

 

Можно отметить, что в верхней части изокванты угол будет достаточно велик, что говорит о том, что для изменения фактора x на единицу требуются значительные изменения фактора y. Следовательно, в этой части кривой значение MRTSx, y будет велико.

По мере движения вниз по изокванте значение предельной нормы технологического замещения будет постепенно убывать. Это означает, что для увеличения фактора x на единицу потребуется незначительное уменьшение фактора y.

 

Hа рисунке 69 видно, что при переходе от точки A к точке B и при увеличении фактора x на единицу необходимо фактор y уменьшить на две единицы, то есть MRTSx, y = - 2.

 

Если мы опустимся по изокванте и перейдем от точки C к точке D (при этом фактор x увеличится также, как и в предыдущем случае, на единицу), то фактор y в этом случае уменьшится на 0, 5 и MRTSx, y = - 0, 5.

 

В реальных производственных процессах встречается два исключительных случая в конфигурации изоквант. Это ситуация, когда два переменных фактора идеально взаимозаменяемы, и случай, когда они жестко взаимодополняют друг друга. В первом случае (рис.70) при полной заменяемости факторов производства MRTSx, y = const. Подобную ситуацию можно представить при возможности полной автоматизации производства. Тогда в точке A весь процесс производства будет состоять из затрат капитала. В точке B все машины будут заменены рабочими руками, а в точках C и D капитал и труд будут дополнять друг друга.

 

В ситуации с жесткой дополняемостью факторов (рис.71) предельная норма технологического замещения будет равна 0 (MRTSx, y = 0). Если мы возьмем современный таксопарк с постоянным количеством машин (y1), для работы на которых необходимо определенное количество водителей (x1), то можно сказать, что количество обслуживаемых пассажиров в течение суток не увеличится, если мы увеличим численность водительского состава до x2, x3,... xn. Объем производимого продукта увеличится с Q1 до Q2 только в том случае, если увеличится количество используемых машин в таксопарке и численность водителей.

 

 

 

 

№36 Оптимальная комбинация ресурсов

Стремление фирмы к эффективному производству побуждает ее к достижению максимально возможной выработки при заданных затратах на ресурсы, или, что же самое, к минимизации издержек при производстве заданного объема выпуска.

Комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы, называется оптимальной и лежит в точке касания линий изокосты и изокванты.

Соединив изокваты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукции.

Американские экономисты Дуглас и Солоу выявили, что увеличение затрат труда на 1% обеспечивает 3/4 прироста выпущенной продукции, а увеличение затрат капитала на 1% дает возможность увеличить на 1/4 количество выпущенной продукции.

Эти индексы (3/4 и 1/4) были названы агрегатными, а зависимость между выпуском продукции и факторами производства вошла в жизнь под названием агрегатной функции производства. которая позволяет утверждать, что вложения в человеческий капитал, дают больший эффект в увеличении производства, чем рост средств производства.

Траектория развития

Совокупность точек оптимума производителя, построенных для изменяющегося объема производства, и, следовательно, меняющихся затрат () фирмы при неизменности цен на ресурсы, отражает траекторию развития фирмы. Рисунок 14.6.

Форма траектории развития рассматривается обычно в долгосрочном периоде и позволяет выделить капиталоемкие (рисунок 14.7а), трудоемкие (рисунок 14.7б) способы производства, а также технологии, предполагающие равномерное увеличение использования как труда, так и капитала (рисунок 14.7в).

Изокоста (Isocost) — линия, показывающая все имеющиеся варианты сочетания двух факторов производства, при которых совокупные расходы на их приобретение будут равны.

Изокосты являются одновременно и линией бюджетного ограничения и линией равных издержек фирмы.

Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства

Изокосту можно также описать уравнением:

B = PK × K + PL × L

где B — бюджет фирмы для покупки факторов производства;

PK — цена единицы капитала;

K — количество капитала;

PL — цена единицы труда;

L — количество труда.

Рис. 1. Сдвиг изокосты в результате изменения суммы бюджета на факторы производства

На рис. 1 видно, как поведет себя изокоста в случае изменения суммы бюджета фирмы, предназначенного для приобретения факто


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.069 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал