Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Институциональные методы решения проблемы внешних эффектов
Решение проблемы внешних эффектов посредством корректирующих налогов и субсидий сопровождается появлением «провалов» государства, связанные с перераспределением ресурсов: 1. В ходе государственного регулирования возникают существенные административные издержки, которые могут перекрыть выгоды от совершенствования распределения ресурсов (сбор информации, ее обработка, принятие решений, обычные административные расходы). 2. В ходе государственного регулирования экономики возникают “побочные эффекты”:
· деформируется структура цен (запреты, налоги, субсидии). Налоги (субсидии) в одной отрасли переходят на издержки и цены других отраслей. Введение налогов меняет платежеспособный спрос и цены на всех рынках. Возникают новые перекосы в распределении ресурсов;
· меняется поведение хозяйствующих субъектов (иждивенческие мотивы). В связи с этим в экономической теории разработан еще один подход в решению проблемы внешних эффектов, основанный на теореме Р.Коуза. Экономическая теория доказала, что основной причиной возникновения внешних эффектов является неурегулированность прав собственности на такие ресурсы, как воздух, вода и т.п. То есть внешние эффекты возникают на месте отсутствия рынков. Возникает вопрос, можно ли создать соответствующие рынки? Согласно теореме Коуза, положительные и отрицательные внешние эффекты не требуют государственного вмешательства в тех случаях, когда:
· четко определены права собственности;
· в отношения вовлечены небольшое число участников;
· трансакционные издержки незначительны. В этом случае функции государства заключаются в том, чтобы: 1. Установить права собственности, например, права на чистую воду. 2. Установить процедуры заключения соглашений между заинтересованными лицами. В данном случае проблема внешних эффектов решается посредством частных соглашений вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.
| Например, на озере действует рыбохозяйство, нуждающееся в чистой воде, и химкомбинат, загрязняющий воду. Если права собственности на чистую воду принадлежат рыбохозяйству, то тогда химкомбинат должен купить у него права на загрязнения. Рыбохозяйство сопоставляет доход от продажи прав с сокращением своей прибыли, связанной с загрязнением воды и сокращением улова. Оно может максимизировать свою прибыль, допустив определенный объем загрязнений. Химкомбинат, в свою очередь, готов платить за права на выбросы до тех пор, пока его прибыль от роста объема производства превышает плату за загрязнений. Устанавливается такой объем выбросов, который выгоден обеим сторонам. Если же право на загрязнение принадлежит химкомбинату, то выкупать права на чистую воду будет рыбохозяйство. Объем загрязнений установится на том же самом уровне.
| Согласно теореме Р.Коуза, неважно, кому принадлежат права собственности, итоговое распределение ресурсов при четком определении прав собственности и свободе взаимодействия хозяйствующих субъектов будет одним и тем же. Проблема внешних эффектов при отсутствии трансакционных издержек решается посредством частных соглашений вне зависимости от первоначального распределения прав собственности. В реальной действительности условия теоремы Коуза не соблюдаются: в конфликт по поводу загрязнений вовлекается много сторон; затраты на проведение переговоров значительные. Поэтому институциональное решение проблемы внешних эффектов предполагает создание рынка прав на загрязнения:
- государство оценивает допустимый объем выбросов и выпускает права на загрязнения;
- права на загрязнения предлагаются на рынке, где их могут приобретать фирмы:
- фирмы с низкими издержками на уменьшение выбросов будут сокращать выбросы;
- фирмы с высокими издержками сокращения выбросов будут покупать права на загрязнения;
- права на выбросы смогут купить лишь те фирмы, которые более прибыльны, неприбыльные фирмы с большими выбросами и издержками на их сокращение уйдут с рынка.
Результат: 1. Появляются стимулы для охраны окружающей среды. 2. Стимулируется поиск усовершенствованных методов контроля за выбросами.
| Например, по соглашению в г.Киото (1997 г.) разные страны должны выйти к 2005 г. на уровень загрязнений, который был в 1990 г. При этом тем странам, которые на выберут свою квоту, разрешается продать ее на рынке прав на загрязнения.
|
|