![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое факты поведения?
Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, - поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ " Я", позитивное мнение человека о самом себе. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха). Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями). Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого " приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе. Моделирующее поведение – варианты поведения людей Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их " примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний. Освобождающее поведение – человек стремится " обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся " негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от " хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего " локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном " деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли). Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность " терпеть" информационную неопределенность, " редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека. Поступки - еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности. Какой-либо поступок человека может быть: результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка человека может быть: сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может при достижении: желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.). Поступок человека включает три компонента: само действие, мысль, чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека (" он всегда такой"), напротив, даже " хорошие" люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем " объективное" значение этих ситуаций. Разные люди по-разному " видят", интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам. ___________________________________ Психология как наука о поведении призвана отбросить всю «абсурдную терминологию», которой пользовались структурная и функциональная психологии и в которую входили такие термины, как сознание, сознательные состояния и процессы, разум и образ и т. п. Все данные, из которых исходит наука о поведении, должны выражаться строго в терминах S и Л, формирования и интеграции навыка. Идеи, которые Уотсон положил в основу своей психологии, согласовывались, с одной стороны, с требованиями, предъявленными к науке большим экономическим подъемом в США, и с другой — с господствующей в этом обществе позитивистской философией: как с прагматизмом Пирса—Джемса с критерием полезности или успешности выполняемых действий в качестве единственного критерия истины, так и с неореализмом Перри—Холта, отождествляющим сознание с физическими объектами и сводящим знания к органическим ответам на объекты. Уотсоновский бихевиоризм своей первой программой действительно создал, по выражению П. К. Анохина, «особую научную атмосферу» (Анохин, 1969, с. 259), которой он отличался от всей существовавшей в то время психологии. В этой атмосфере образовался отличный от применявшегося до тех пор в традиционной психологии стиль мышления относительно как предмета психологии, так и метода его исследования. С поведением в качестве предмета психологии и естественно-научным методом его исследования психология впервые стала объективной. Статья «Психология, как ее видит бихевиорист» Д. Уотсона, идеи которой на практике показали свою способность к формированию «ведущего направления в американской психологии, оказавшего значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека» (Бихевиоризм, 1970, с. 402), в действительности представляла собой «уотсоновский манифест» всего бихевиористского движения. Чем дальше шел Уотсон по пути исследования поведения человека, тем отчетливее проявлялись намеченные в его первой программе подход и идеи. Так, в «Психологии с точки зрения бихевиорис-та» (1919), которая ознаменовала окончательный переход Уотсона к психологии как науке о поведении человека, содержалось четкое определение человека как суммы телесных реакций. Такие определения, как полагал Уотсон, позволили, отбросив идеалистическую психологию, подойти к «реальному изучению» жизни человека. С этим «изучением» психология могла бы быть полезной тому обществу, которому она была готова служить. Такое намерение, целиком отвечавшее прагматическому духу американского общества, получило более яркое развитие в «Бихевиоризме» (Watson, 1930), где Уотсоном было заявлено, что из любого нормального ребенка бихевиорист может сделать любого специалиста, какого желало бы общество (там же, р. 103). В этой же работе был выдвинут миф о «поведенческой свободе» (там же, р. 304), посредством которой можно изменить весь мир. А в написанной Уотсоном для Большой советской энциклопедии статье «Бихевиоризм» (1927) психологии было предъявлено требование стать «лабораторией общества», на двери которой висели бы прогрессивные и, по сути, материалистические девизы: «Человек строится, а не рождается» (Watson, 1928, р. 37), «Личность — это человеческое творение, а не божественный дар» (там же, р. 116). Сказанное приводит к мысли о том, что главные идеи и принципы «новой психологии» были выработаны Уотсоном в предшествовавшие его первой программе годы и завершены им главным образом в период 1913—1919 годов. Впоследствии, до конца двадцатых годов включительно, Уотсон обращал главное внимание на поиск выхода в практические отрасли науки. Бихевиоризм, становившийся объективной психологией, будет положен, считал Уотсон, в основу так называемой экспериментальной этики, имеющей своей целью помочь всякому нормальному ребенку стать «богатым и прекрасным человеком» (Watson, 1930, р. 303). Итак, суть уотсоновских произведений заключается в идее, утвердившей объективную линию в психологии как единственно верную и способную избавить эту науку от деистического, виталистического, интроспективного подходов и вернуть ей дееспособность. Материалистические традиции в этой науке, начало которым положил И. М. Сеченов (1952, с. 172—247; см.: Ярошевский, 1963) — получили в этих работах мощное подкрепление. Что же представляет собой эта объективная линия в психологии? Ответ на этот вопрос следует искать в анализе категорий поведения и человека, содержавшихся в уотсонизме
|