Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и составляющие высших психических функций.






Развитие психики человека происходит за счет речи, памяти, мышления, внимания, исследования окружающего мира, совершенствования орудий труда и усложнения деятельности. Рассмотрим их более подробно:

 

· Память – в коре нашего головного мозга остаются следы от восприятия чего-либо, которые помогают хранить ту или иную информацию в течении длительного времени. Память – это процесс запоминания и сохранения с целью дальнейшего воспроизведения или узнавания чего-либо из прошлого опыта. Процесс запоминания позволяет установить связь одного предмета с другими предметами, или одного явления с другими явлениями и событиями. Она позволяет осуществлять связь между прошлым, настоящим и будущем, а также сообщить устойчивость и связность человеческому жизненному опыту, в качестве предпосылок формирования личности и индивидуальности;

· Речь – основной инструмент человеческого общения, позволяющий получать и передавать огромные объемы информации (имеющей смысловую нагрузку или фиксирующей то, что практически невозможно воспринимать органами чувств). Письменная речь позволяет нам сегодня узнавать то, что происходило несколько тысячелетий назад, как жили наши предки, что думали и делали. Речь (в качестве средства общения) помогает нам не ограничивать себя в личном опыте, делиться опытом других людей и народов других стран. Речь помогает нам обогащаться и развиваться на протяжении всей жизни, поскольку носит функциональный характер;

· Мышление – это высший познавательный процесс, представляющий собой порождение новой действительности, новейших знаний и активную творческую форму отражения человеком. Оно способно выдать такой результат, который не существует в реальном времени ни у одного субъекта. От других психологических процессов мышление отличается наличием проблемной ситуации, которая решается путем активного изменения заданных условий. Мышление способно расширять границы познания, выходя за пределя чувственно данного. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. На практике данный психический процесс не применяется отдельно от остальных. Мышление позволяет нам раскрывать суть вещей за счет активного движения идей;

· Внимание – данная составляющая является многофункциональной, поскольку выполняет множество различных функций: активизирует нужные физиологические и психологические процессы и тормозит ненужные в настоящий момент времени; осуществляет целенаправленный или организованный отбор поступающей информации в зависимости от актуальных потребностей в данный момент; обеспечивает длительную или избирательную сосредоточенность активности в зависимости от объекта или конкретного вида деятельности; позволяет определить точную детализацию восприятия, избирательность памяти и направленность мыслительной деятельности на продуктивность выполняемого действия. Развитие высших психических функций способствует наилучшему взаимопониманию и адаптации между людьми;

· Восприятие – чувственное отображение явлений или предметов объективной действительности. Оно активно воздействует на все органы чувств человека.

 

30. Классификация психических процессов.

Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Психический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.

Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

К психическим процессам относятся следующие явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышление; 4) память; 5) воображение; 6) речь.

Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть: 1) кратковременными;

2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал