Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики психических состояний.






Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса (тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

 

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния

 

33. Биологические предпосылки возникновения сознания человека.

 

34. Измененные состояния сознания

 

Измененные состояния сознания — это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига — психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, — измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники.


^ Измененное состоя­ние сознания — качественный сдвиг в характере психоло­гического функцио­нирования.

в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт — единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства. Большинство наркотических веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком смысле называются именно опиаты — производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.

Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин — многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины — они выбывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание.

Содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость, однако изучены крайне мало. Сознание до сих пор остается самой большой загадкой человечества.

 

35. Неосознаваемые явления в психике, их классификация.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Сознание есть единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковое™, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанной является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.

Неосознанное чувство – то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания.

Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

1. Бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т. е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание: бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

2. Такие бессознательные явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

3. Желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания. Это личностное бессознательное. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внесЗ. Фрейд.

Механизм осознания во всех случаях один и тот же: осознание происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Реальное сознание конкретного человека никогда не бывает абстрактной сознательностью, сознание – это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного. Бессознательное влечение переходит в сознательное, когда осознан объект, на который оно направляется.

 

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:


  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий;
  2. неосознаваемые побудители сознательных действий;
  3. надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

  1. неосознаваемые автоматизмы— действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано — в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;
  2. неосознаваемые установки — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия — моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом — перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение: субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;
  3. неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

----------------------------------------------

Неосознаваемые психические процессы стали интенсивно изучаться с начала 20 века. Все неосознаваемые процессы можно разделить на 3 класса. 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. 2. Неосознаваемые побудители сознательных действий. 3. “Надсознательные” процессы. В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят ТРИ подкласса: a) неосознаваемые автоматизмы; b) явления неосознаваемой установки; c) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Рассмотрим каждый из названных подклассов. Под неосознаваемыми автоматизмамиподразумевают действия или акты, которые совершаются “сами собой”, без участия сознания (механическая работа, отсутствие сознательного контроля). Происхождение автоматических процессов различно – некоторые из этих процессов никогда “не осознавались”, другие прошли через сознание и перестали осознаваться. Первыесоставляют группу первичных автоматизмов и называются автоматическими действиями. Вторые –это группа вторичных автоматизмов – называются автоматизированными действиями, или навыками. В группу автоматических действийвходят врожденные акты или те, которые формируются рано, в течение первого года жизни ребенка (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.). Группа автоматизированных действий, или навыков обширна. Благодаря навыкам действие начинает осуществляться быстро и точно, происходит высвобождение сознания. Выработка навыка – этот процесс идет со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем (выделяем) из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны физиологическим свойствам и механизмам нашего организма (игра на фортепьяно). Перенимаем на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием. Явления неосознаваемой установки Понятие “установка” заняло в психологии важное место, так как явления установки присущи всем сферам психической жизни человека. В отечественной психологии существует целое направление, которое разрабатывает проблему установки (грузинская школа психологов). Грузинские психологи являются учениками и последователями отечественного психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы. Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Моторная установка – спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку. Поговорка “у страха глаза велики” – перцептивная установка (в темной комнате один начинаешь слышать шорохи). Умственная установка – математический пример, выраженный в тригонометрических символах. У вас создается установка, что в этих символах надо его решать, хотя иногда его можно решить простыми алгебраическими преобразованиями. Могут быть “ошибки установки” – пропал у одного “М” топор, тот подумал на сына соседа и ему кажется, что все действия этого сына соседа показывают, что именно он украл топор. Но через какое-то время этот “М” находит в земле свой топор, опять смотрит на сына соседа и ему сейчас кажется, что он совершенно не похож на человека, укравшего топор. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий В эту группу процессов входят непроизвольные движения, технические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. Эти процессы важны и для психологии. 1. Они включены в общение между людьми и представляют собой дополнительные (вместе с речью) средства коммуникации. 2. Могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей. С расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии пытались обнаружить и по возможности зарегистрировать неосознаваемые действия и состояния человека. В начале 20 века молодой ученый А.Р. Лурия провел следующее исследование. Он просил испытуемого вместе с произнесением ответственного слова нажимать на чувствительный датчик. Словесный ответ сочетался с моторной, ручной реакцией. Методика получила название сопряженной моторной методики Лурии (что-то вроде детектора лжи). Эта методика была применена Лурией к лицам, которые находились под следствием и подозревались в преступлении. В настоящее время высокая техническая оснащенность психологического эксперимента позволила изучать и применять в целях диагностики различные психические состояния человека (эмоциональное возбуждение, стресс, концентрация внимания и др.), десятки объективных индикаторов. Среди них физиологические показатели: пульс, частота дыхания, кровяное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция. Когда перед человеком ставится задача контролировать свои реакции, легче всего ему контролировать слова, движения, труднее – мимику, позу, интонацию, и ещё труднее – слезы, дрожь, изменения зрачка. Малосознаваемые реакции могут быть наиболее информативны и действенны в плане передачи эмоциональных состояний в процессе общения.

36. Различные подходы к изучению неосознаваемого.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.); во-вторых, активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

К термину или понятию бессознательного ученые пришли путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления. Психоаналитическая теория утверждает, что такие представления не отличаются от остальных общепризнанных психических элементов, но не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила. Состояние, в котором представления находятся до сознания, называется вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.

Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» - психической инстанцией, образованной под влиянием.системы общественных запретов - табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний)и т. п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны 3. Фрейдом и его последователями.

3. Фрейд далеко не первым подошел к рассмотрению влечения в качестве основной движущей силы поведения человека. Аристотель одним из первых попытался рассмотреть влечение как основу деятельности человеческой души. Однако, сопоставив значение влечений, стремлений и ума в душе человека, он пришел к заключению, что главным двигателем человеческой души является не ум, не влечение, а такая способность души, которая называется стремлением. К осмыслению роли влечений не раз обращались такие мыслители, как Р. Декарт, Д. Лоп, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель. Наиболее близкой фрейдовскому подходу была позиция Б. Спинозы Согласно его взглядам влечение есть не что иное, как «самая сущность человека»: природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида, и, следовательно, «человек является определенным к действованию в этом направлении». В спинозовской трактовке влечения, таким образом, содержатся все элементы, которые позднее легли в основу психоаналитической концепции 3. Фрейда: представление о влечении как движущей силе человеческого поведения; мысль о том, что сердцевиной влечений являются такие стремления, которые направлены, прежде всего на сохранение человеческого вида.

 

37. Защитные механизмы психики.

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

В литературе описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризую вкратце основные из них:
1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.
2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты
3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других
4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.
5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем
6. Интеллектуализация. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).
7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.
9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне
10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.
Механизмы психологической защиты.
Психологическая защита – система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Начало исследованиям механизмов было положено Фрейдом З., рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными соц. требованиями и запретами. Всего описано более 20 видов механизмов.

 

 

38. Специфика социальных закономерностей и социальная детермина­ция сознания.

 

39. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания.

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

* Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

* Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

* Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

* Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

* Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

* Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.


40. Структура сознания.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Психологическая характеристика и структура сознания
Основная характеристика дана в самом термине – сознание, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания. Нарушение, расстройство любого психического процесса ведет к расстройству сознания. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит “я” человека и его “не я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него, противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение “я” от “не я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. Появляются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся в него необходимые изменения. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее изменять, направлять в результате болезни или по другим причинам рассматривается как нарушение сознания. Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого очень любил, со злобой говорит о близких людях. Обязательным условием формирования и проявления всех качеств сознания является язык. Понятие “сознание” употребляется в психологии, психиатрии и других науках. Психиатры под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности, на основе этих данных управляет своим поведением.   Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л. С. Выготским. А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания: – чувственную ткань образа; – значение; – смысл. В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
 

В структуру сознания входит ряд элементов:


1) Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2) Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3) Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4) Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5) Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6) Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

 

41. Сознание и самосознание

Итак, сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.

Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».
В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
Сознание– это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс).
Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал