Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет этики
Размышления о предмете этики концентрируются вокруг ряда сквозных проблем: соотношения счастья и добродетели; индивидуальной и социальной этики; роли разума и чувств в моральной мотивации; соотношения свободы и необходимости в человеческом поведении. Для понимания своеобразия предмета этики первостепенное значение имеет вопрос о соотношении ее нормативного и теоретического содержания. Общепризнанным является понимание этики как практической философии, и в то же время она есть нормативная наука. Очевидно, что этику изучают, для того чтобы знать, что такое добродетель (мораль), и для того чтобы стать добродетельным (моральным, нравственным). Как практическая философия этика связана с практикой и в обыденном мировоззрении понимается как кодекс или свод принципов жизни людей. Результат изучения этики есть наше поведение. Одновременно этика включает в себя детализированную нормативную программу достойного поведения. И это справедливо, потому что именно этика исследует общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме, создает идеал добродетельного человека, рассматривает мораль и реальные нравы общества, понятия добра и зла. Этика выясняет сущность таких понятий, как «честь» и «достоинство», «справедливость», «милосердие», «ответственность», «счастье» и «смысл жизни». Этику интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как порядочность, честность, умение держать слово и вообще все, что связано с внутренней душевной жизнью человека: чувство стыда за совершенный поступок, осознание вины, раскаяние, искупление. Этика изучает также и явления негативного морального плана – лживость, предательство, зависть и т. д. В научном понимании этика – раздел философии, изучающий мораль (нравственность). Определение предмета этики зависит от того, как мы понимаем термины «мораль» и «нравственность». В истории этики бытуют два направления осознания сущности ее предмета. Первое направление предлагает употреблять эти понятия как синонимы, не делая между ними различия. В данном случае термины «мораль» и «нравственность» используются как тождественные понятия, как уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, совершаемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах. Второе направление восходит к Г. Гегелю, который впервые разграничил понятия «мораль» и «нравственность». Он считал, что мораль – это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень развития общества, сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как рефлексия самосознания к добру, как совесть. Нравственность – это аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле, сфера практической свободы. Нравственность совпадает с нравами общества на данном периоде его развития, является общественной природой человека; объединена с политическим сознанием людей; не связана с волей индивида; это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам общества. Непосредственное проявление нравственности, по Гегелю, – семья, гражданское общество и государство. В современной этике наиболее распространены следующие толкования этих понятий: – «мораль» – сфера общественных предписаний; опирается на законы и обычаи, религиозные и государственные нормы, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому, т. е. является внешней силой воздействия на человека; – «нравственность» согласуется с разумом человека, его размышлениями, его совестью; есть формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, т. е. сфера внутренних установок, прошедших через совесть человека. Современная этика как наука о поведении ориентирована на два основных источника этичных поступков: внешний и внутренний. Внешней силой является мораль, а внутренней силой – нравственность. Овладение этическим поведением осуществляется в процессе развития человека. Первоначально человек поднимается от своих субъективных представлений (нравственности) до обычаев, а затем до объективных законов общества (морали). Таким образом, этика как сфера объективных представлений и как устойчивая система знаний предметом изучения имеет мораль, ее специфику и законы развития. Цель же этики – изменить жизнь человека (т. е. его поведение) в соответствии с полученным знанием. Термины «мораль» и «нравственность» относятся к одному и тому же кругу объективных явлений социальной жизни – человеческим поступкам, нравам и обыденному нравственному сознанию. Поэтому следует не отличать принципиально термины «мораль» и «нравственность», а считать их предметом изучения этики – теории и науки. Этика как теория морали рассматривает сущность, происхождение, специфику морали (нравственности), структуру морального (нравственного) сознания общества и личности, формулирует моральную (нравственную) философию общества, моральные кодексы и нормы поведения человека в частной и профессиональной жизни. В отличие от других философских дисциплин этика проверяема – не в плане обоснованности ее положений, а в смысле следования им на практике. Функциями этики как науки являются: – описание морали, нравственной культуры общества; фиксирование истории морали, ее принципы, идеалы и нормы; – анализ и объяснение смысла морали, отдельных ее принципов, норм, правил, их включение в практическую социальную реальность в качестве составных частей духовной культуры общества; – практическое приобщение к морали. В конце ХХ в. в европейской этике наметилась тенденция переосмысления предмета этики с позиции постмодернистской философии, Дж. Мур [50], А. Айер, Р. Хеар. В рамках позитивистско-аналитической традиции предпринимаются попытки научной критики морали и отделения теоретической этики от этики нормативной. Фундаментом для этого служит утверждение, что моральные суждения (т. е. суждения о ценностях) не выводятся из суждений о фактах. Следовательно, этика не имеет объективных оснований для предпочтения одних моральных суждений другим и формулирования определенного нормативного идеала. Поэтому необходимо отличать систематизацию и концептуализацию морали от научно-теоретических размышлений над ней, т. е. нормативную этику от научной этики. Предметом научной (теоретической) этики становится анализ морального языка, а затем критика двусмысленности, неадекватности, реально функционирующих в обществе моральных понятий и норм. Итак, вопрос о предмете этики остается открытым, поскольку не имеет однозначного, бесспорного решения, а многообразные этические системы и теории предлагают свое понимание предмета.
|