Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утилитаризм
Предпосылки возникновения утилитаризма появляются в трудах английских моралистов XVI—XVII веков[1]. Теория получила первое систематическое изложение в сочинениях Иеремии Бентама. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Учение утилитаризма получило дальнейшее развитие и приобрело эклектичный характер у Дж. С. Милля в работе «Утилитаризм» (англ. Utilitarianism, 1861)[2]. Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия. Если достигнутый результат — благо, не имеет значения, что средства его достижения безнравственны: цель оправдывает средства, а средства при этом следует оценивать не как безнравственные, а как нравственные. Нравственность поступка должна оцениваться не на основе нравственности самого действия, а исключительно по его последствиям, то есть по тому, приносит оно удовольствие или страдание. ГУМАНИЗМ Гумани́ зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)[1] Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей[2]. Содержание [показать] Классификация В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith): · гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities); · древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагораили Сократа, Конфуция. · классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка; · теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом; · атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.; · коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс; · натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности[3].
По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза[4], Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)[1] Согласно определению Американской ассоциации гуманистов, Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.)[5] Идеи гуманизма в человеческой истории] Гуманизм эпохи Ренессанса: · Данте Алигьери, · Леонардо да Винчи, · Франческо Петрарка, · Колюччо Салютати, · Пьетро Паоло Верджерио, · Боккаччо, · Леонардо Бруни, · Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), · Лоренцо Валла, · кардинал Пьетро Бембо, · Вивес (Испания), · Роберт Эствен (Франция), · Фабер Стапуленсис, · Карл Бовиль, · Жан Боден, · Мишель де Монтень, · Томас Мор (Англия), · Джон Коле, · Филипп Сидней, · Томас Элиот, · кембриджская школа, · Рудольф Агрикола, · Иоганн Рейхлин, · Конрад Цельтис, · Ульрих фон Гуттен, · Муциан Руф, · Конрад Пейтингер, · Виллибальд Пиркгеймер. · Эразм Роттердамский · Томмазо Кампанелла
|