Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуляция
Часто этим словом обозначают колебания человеческого голоса, придающее ему выразительность; в музыке модуляция - переход из одной тональности в другую; в технике так называют разного рода изменения, колебания. Изменения речи в соответствии с условиями общения тоже можно рассматривать как ее модуляцию. Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения (модуляция) речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходят всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание - средство, которое всегда в нашем распоряжении, аппарат, который всегда включен. Легко различается тон покровительственный и презрительный, участливый и холодный, открытый и вкрадчивый, вызывающий и кроткий. Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда противоречит ему, заставляет понимать это высказывание совершенно по-другому. Значительно чаще тон речи и ее словесное содержание действуют " заодно". Причем им соответствуют мимика, жесты, поза и все наше поведение. Не случайно словом тон мы передаем и сове впечатление от речи в целом. Например, " Мне не понравился тон его письма! ". В прошлом слово тон обозначало и общий характер поведения человека. Говорили: хороший тон, дурной тон. Есть темы, которые обсуждают лишь со своими. В разных общественных группах не одинаково, если можно так выразиться, " тематическое расстояние", на которое допускается партнер. Бывают темы престижные, обсуждать которые считается приметой хорошего тона. Конечно, любые тематические ограничения или рекомендации имеют исторический характер и меняются в связи с социальными преобразованиями коллектива, а в следствие своей условности попадают и под влиянием моды. Темы являются настолько важным этикетным сигналом, что отбор их подвергается иногда специальному обсуждению. Чем больше общение приближается по своему характеру к этикетному, тем сильнее влияет оно на выбор темы. Вежливость в тех случаях, когда она выступает в качестве главного регулятора содержания речи, т.е. в этикетных ситуация требует, чтобы человек максимально учитывал позиции своего собеседника: говорил в основном о том, что понятно и близко партнеру, избегал неприятных ему тем. Есть темы широкие, открытые. Они создают общий разговор, позволяют всем присутствующим сказать свое слово, объединиться в общении. Есть темы узкие, личные. Они ограничивают состав беседующих. Невежливо, общаясь в группе, заводить с одним из присутствующих беседу о том, что касается вас двоих или только вам понятно. Это исключает из общения остальных, свидетельствует о не внимании к ним и, конечно, может обидеть. Чем разнообразней круг беседующих, чем более чужды они друг к другу, тем важнее правильно выбирать темы. Речевое общение возможно тогда, когда люди владеют одним или очень близкими языками. А владеть одинаковой речью означает относится к одному коллективу. На способность речи символизировать единство использующих ее людей и основывается этикетная роль пустых разговоров. Однако бывает и так, что нам нужно выразить не единство с кем- либо, а как раз отсутствие его, подчеркнуть свою не причастность к какому-либо коллективу или то, что кто- то не входит в наш коллектив. В таких случаях иногда демонстрируют не знание, действительное или мнимое, чужой речи, невозможность воспринять ее, искажают, например, имя человека, отсутствие общности с которым хотели бы отметить. Все формулы вежливости - это самостоятельные специальные этикетные средства. Самостоятельные потому, что каждая формула образует целое этикетное высказывание. Специальные, так как служат эти средства в первую очередь этикетным целям. Способов передавать в речи этикетные значения - невероятно много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. Поэтому речи, не имеющие никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различие в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и не образованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем. Удивительно многообразные этикетные знаки в речи разных народов. Например, виды междометий, которые сопровождают обращение. В некоторых языках они различаются в зависимости от того, кто и к кому обращается. Тем самым они указывают состав общающихся, и, следовательно, несут важную этикетную информацию. Этикет - лишь одно из многочисленных средств общения, используемых людьми. Сравнение его с главным средством человеческого общения - языком - позволяет лучше разобраться не только в этикете, но и в самом языке.
Национальная специфика речевого этикета
Речевой этикет имеет национальную специфику. В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; так, практически у всех народов существуют устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим и пр. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Как правило, наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. Например, в каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений подчас искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, тогда как соответствующее ему русское Дорогой употребляется, как правило, в менее формальных ситуациях. Или другой пример – во многих культурах Запада на вопрос Как дела? следует отвечать: Хорошо. Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего; Помаленьку. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».
Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона
Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения - общение по средствам телефона. Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: 1. Телефонный разговор не является средством массовой коммуникации 2. Это форма общения с обратной связью, что сближает его непосредственной формой устного речевого общения 3. Телефонный разговор характеризуется неподготовленностью, спонтанным протеканием в отличие от большинства других видов речевого общения, осуществляемых с помощью технических средств. 4. Телефонный разговор - это форма диалогической речи. 5. Этикет телефонного разговора требует краткости протекания во времени, что вызвано следующими причинами: невозможность беседы сразу со многими абонентами, неожиданно и незапланированного нарушается распорядок дня адресата звонка, телефон предназначен для решения срочных вопросов, время телефонного разговор оплачивается. Телефонный разговор - это форма устного спонтанного диалога, осуществляемого при помощи технических средств."
Типы телефонного разговора: В зависимости от целевой установки звонящего можно выделить несколько типов телефонного разговора. 1.) Наведение справок 2.) Различные заказы, вызовы 3.) Передача информации 4.) Поздравления 5.) Поддержание контактов
В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры: 1.) Официальные (деловые) - между незнакомыми или малознакомыми людьми. 2.) Неофициальные (частые) 3.) Нейтральные - между знакомыми, но равными по положению и возрасту 4.) Дружеские - между близкими людьми
Правила разговора по телефону: 1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные - на домашних 2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22: 00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим - 3-5 минут 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон. 6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: " Кто говорит? ", " Кто у телефона? "
Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание) Статистики утверждают, что бизнесмены, чья деятельность связана с необходимостью установления деловых контактов, тратят на разговоры по телефону от 25 до 75 % рабочего времени. Самое грубое нарушение делового этикета – не перезвонить когда ждут звонка. Серьезное нарушение этикета - заставлять ждать у телефона говорящего с вами человека, решая свои проблемы «на месте». Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой - это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.
Вопрос № 1: К числу наиболее безопасных тем, рекомендуемых при беседе с малознакомым человеком, относят... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| семейное положение собеседника,
|
|
| материальное положение собеседника,
|
|
| возраст собеседника,
|
|
| национальность собеседника,
|
|
| любимые телепередачи собеседника.
|
| Вопрос № 2: При определении этикетной роли (этикетного старшинства) НЕ учитывается... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| служебное положение участников диалога,
|
|
| пол участников диалога,
|
|
| национальность участников диалога,
|
|
| возраст участников диалога,
|
|
| положение " хозяина" и " гостя
|
| Вопрос № 3: Правильный способ оформления визитной карточки: Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| Сверху на русском языке, снизу на английском
|
|
| Сверху на английском языке, снизу на русском
|
|
| Разные карточки – одни на русском, другие на английском
|
|
| С одной стороны на русском, с другой на английском языке
|
| Вопрос № 4: Речевой этикет – это... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| использование при общении словесных формул, соответствующих принятым в обществе нормам.
|
|
| использование только правильных слов,
|
|
| использование только красивых и приятных слов,
|
|
| знание правил поведения в обществе,
|
|
| знание правил благопристойности.
|
| Вопрос № 5: Не соответствует нормам этикета ситуация, когда при знакомстве... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| мужчину представляют женщине,
|
|
| подчиненного представляют начальнику,
|
|
| женщину представляют мужчине,
|
|
| младшего представляют старшему,
|
|
| гостя представляют хозяину.
|
| Вопрос № 6: При обращении к руководителю учреждения больше соответствует нормам этикета обращение в официальном письме... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| Уважаемый Виктор Михайлович!
|
|
| Уважаемый товарищ В.М.Иванов!
|
|
| Уважаемый господин Иванов!
|
|
| Уважаемый Виктор Михайлович Иванов!
|
|
| Дорогой господин В.М.Иванов
|
| Вопрос № 7: У вас праздник. Нужно ли предлагать приглашенным гостям тапочки? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| конечно, им будет приятна ваша забота;
|
|
| тапочки предлагают только в том случае, если для этого у вас припасено несколько пар новых тапочек;
|
|
| предлагать тапочки не нужно; гости должны сами позаботиться о своей обуви.
|
| Вопрос № 8: Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| догнать, извиниться и поздороваться;
|
|
| сделать вид, что все в порядке;
|
|
| при следующей встрече все объяснить и извиниться
|
| Вопрос № 9: Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае вести себя? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| надо обойти всех гостей и поздороваться с каждым;
|
|
| сесть на отведенное вам место, как ни в чем не бывало;
|
|
| поздороваться с хозяевами и извиниться за опоздание.
|
| Вопрос № 10: Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| это вполне возможно;
|
|
| человек, их знакомящий между собой, обязан представить каждого;
|
|
| человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.
|
| Вопрос № 11: При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее. Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| Спасибо.
|
|
| Вы мне делаете комплимент.
|
|
| Вы тоже хорошо выглядите.
|
|
| Спасибо за комплимент.
|
| Вопрос № 12: Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| конечно, входящий;
|
|
| первым здоровается тот, кто вежливее;
|
|
| первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего
|
| Вопрос № 13: Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| Сделайте одолжение, выполните мою просьбу …
|
|
| Если вас это не затруднит …
|
|
| Могу ли я попросить вас …
|
|
| Настаиваю, чтобы вы приняли решение о
|
| Вопрос № 14: Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| можно; пусть знают, как много у вас приятелей и какой вы незаменимый человек;
|
|
| нельзя; извинитесь и попросите перезвонить вам в другое время;
|
|
| можно; к концу вечера, когда гости вам порядком надоели и нет другого способа дать им понять, что вы от них устали.
|
| Вопрос № 15: При беседе с малознакомым человеком не рекомендуется говорить о... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| о погоде,
|
|
| о телепрограмме,
|
|
| о своих или его доходах,
|
|
| о кинофильмах,
|
|
| об известных артистах.
|
| Вопрос № 16: Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого расстояния - через коридор, через улицу? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| крикнуть погромче;
|
|
| не кричать, а показать жестами;
|
|
| подойти поближе и сказать
|
| Вопрос № 17: Назначение (основная функция) этикета - это... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| демонстрация уровня своей культуры,
|
|
| демонстрация уровня культуры общества,
|
|
| предотвращение необязательных конфликтов и создание взаимного комфорта,
|
|
| состязание в знании правил вежливости,
|
|
| демонстрация своей образованности.
|
| № 18: При разговоре по телефону пожилого мужчины и молодой женщины первым должен представиться... Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| тот, кто звонит,
|
|
| тот, кто отвечает на звонок,
|
|
| мужчина,
|
|
| женщина,
|
|
| младший по возрасту
|
| Вопрос № 19: Если вы пришли к кому-то в гости и вас приглашают пообедать или угощают чем-либо - отказаться или принять приглашение? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| конечно, отказаться;
|
|
| безусловно, принять приглашение;
|
|
| принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием
|
| Вопрос № 20: Для выражения положительного отношения к человеку используются определенные этикетные формы. Укажите лишнее. Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| Скатертью дорога.
|
|
| У вас прекрасный вкус.
|
|
| Какой вы добрый человек.
|
|
| Вы такой хороший специалист.
|
| 21: Как познакомить своих друзей с родителями? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| представить родителей друзьям;
|
|
| представить друзей родителям;
|
|
| как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине - пускай познакомятся сами.
|
| 22: Замечание в адрес подчиненного, связанное с неудачно выполненной работой, нужно сделать: Диапазон баллов: от 0 до 1
|
|
| по телефону
|
|
| в устной форме наедине с подчиненным
|
|
| в письменной форме
|
|
| в устной форме в присутствии коллег
|
| Вопрос № 23: Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше? Диапазон баллов: от 0 до 1
|
| заблаговременно подготовить всех гостей к своему уходу;
|
| попросить хозяев объяснить всем гостям вашу ситуацию;
|
| уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.
| var kodlist=new Array(); kodlist='22'.split('|'); function checkform() { ok=true; d=document; for (i=0; i |
|