![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые лучи света Христова в нашей странеСтр 1 из 47Следующая ⇒
Киевская Духовная Семинария КОНСПЕКТ По ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ Для 1-2-го классов ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ История Русской Церкви как наука систематически изображает ход постепенного внешнего и внутреннего развития Христовой Церкви на Руси. Она выясняет: как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси; какое было внутреннее иерархическое устройство; какие были отношения к государству; как усваивались законы Вселенской Церкви Русской Церковью, какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в православном богослужении Русской Церкви и как под влиянием Церкви шло нравственное преуспеяние русского народа. РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПЕРИОДЫ. История Русской Церкви разделяется на четыре периода: период — КИЕВСКИЙ — от начала Русской Церкви до перенесения митрополии из Киева на север. Церковная жизнь в этот период развивается преимущественно на юге с центром в Киеве под непосредственным влиянием Греческой Церкви. II-й период — МОСКОВСКИЙ — от утверждения митрополичьей кафедры в Москве до конца патриаршества. Жизнь обеих митрополий текла отдельными руслами. Для Московской митрополии наступил период внутреннего преуспеяния, а Киевская митрополия терпела бедствия от иноверных польско-литовских государей. III-й период — ПЕТЕРБУРГСКИЙ (синодальный). С начала ХVIII в. настало новое время для всей русской жизни. Русская Церковь на протяжении всего этого времени была под сильным нажимом и влиянием государства. IV-й период — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. Характерной особенностью этого периода является — отделение Церкви от государства и лояльное отношение государства к Церкви и Церкви к государству, а также — восстановление патриаршества. ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ. Одни источники бывают общие с общей церковной историей (вещественные памятники и литературные произведения), иные — частные, относящиеся непосредственно к церковной жизни на Руси. Таковы: правила, грамоты и законы русских князей и иерархов, предания, проповеди, легенды, обряды, обычаи, жития святых. Пособиями при изучении истории Русской Церкви являются: “История Русской Церкви” митр. Макария Булгакова в 12-ти томах, которая доведена до патр. Никона, труд по истории Русской Церкви Е.Голубинского (доведен до И.Грозного), учебники П.Знаменского, П.Смирнова, П.Дмитревского и др. НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Первые лучи света Христова в нашей стране “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа” — заповедал И.Христос своим ученикам — апостолам (Мф. 18, 19). И св. апостолы понесли во все концы тогдашнего мира Слово Божие. До нас дошло мало письменных памятников первых веков христианства. Отрывочные и краткие письменных свидетельства частично дополняются “голосом земли”, т.е. устными преданиями, передаваемыми из поколения в поколение, а впоследствии — через несколько веков — вошедшими в письменность. Такие источники (древнейшие записи и предания) повествуют, что апостольское слово проникало и на территорию нашей Родины. Больше всего следов раннего христианства мы можем видеть в Закавказье. Предания говорят о проповеди Слова Божия апостолами из числа 12-ти (в т.ч. Андреем Первозванным) и из числа семидесяти на территории нынешней Армении. Очень рано, уже в 1 в. по Р. Хр., христианство проникает в Грузию. В IV в. значительная часть обитателей нынешних Армении, Грузии и Западного Азербайджана были обращены в христианство бессмертными трудами св. Нины (см. “Ж.М.П.”, 1947, 3) и ее учениками и продолжателями. Ап. Андрей Первозванный проповедовал как среди коронного населения Восточного Причерноморья, так и среди обитателей многочисленных греческих колоний, внедрившихся в этом районе за V-VII веков до Р. Хр. Но самые крупные и многочисленные колонии греков были в Крыму. И по преданиям, вполне основательным, ап. Адрей направляется туда. Брошены им на крымскую человеческую почву семена св. веры дали скорые и обильные всходы. Колонии имели частые сношения с Грецией, по составу своего населения колонии были уже смешанными, греко-римскими. И Греция, и Рим несли сюда христианство. Сосланный в Крым в 94 г. муж апостольский, римский еп. Климент ужо нашел там до двух тысяч христиан в одном только городе Херсонесе. Тот же ап. Андрей Первозванный, по преданию, пошел из Крыма к северу, поднялся вверх по Днепру. Предание рассказывает, что ап. водрузил Крест на склоне горы, где позже вырос Киев, и предсказал славное будущее этому месту (“на этих горах воссияет благодать Божия, имеет быть на них построен великий город и Бог воздвигнет на них многие церкви”). Широкие степи между роками Днестр, Днепр и Дон были с очень давних времен мостом обитания кочевых и полуоседлых племен: сначала скифов, затем сарматов и др.; в III в. низовья Днепра и большая часть Крыма были захвачены пришедшими с севера готами. Между греческими колониями и племенами скифов и сарматов существовали оживленные хозяйственно-торговые связи: степняки снабжали колонистов хлебом и продуктами животноводства, из колоний в обмен на это шли изделия греческих мастеров-ремесленников. Достоверно известно, что в конце Ш в. в нынешней Румынской Добрудже существовала Томская (Томитантская) епархия, иначе называвшаяся Скифской. Она захватывала также и район между Дунаем и Днестром. В 1У в. христиан Северного Причерноморья окормляла Готская (Гофская) епархия. На этой территории жили и славяне — тиверцы и уличи. Историки довольно согласно свидетельствуют, что нашествие гуннов (орды которых проследовали из Азии через нынешние южно-украинские степи в Западную Европу) нанесло христианству сокрушительный удар. Это, в основном, верно. Но верно и то, что среди гуннов христианство также нашло последователей: бл. Иероним в IV в. написал, что многие “гунны изучают псалтирь”. В VI-VII вв. восточные славяне были связаны о многими другими народами и странами. Как известно, в эти века через восточно-славянские земли пролегала магистраль мирового значения -”великий водный путь из Варяг в Греки”, соединявший Балтийское (Варяжское) море с Черным (Русским) через р. Неву, Ладожское озеро, р. Волхов, озеро Ильмень, р. Ловать, верховье Западной Двины и р.Днепр до его устья. Эта столбовая водная дорога была одним из важнейших средств взаимного сближения славянских племен. По ней же шли торговые караваны из стран Северной Европы и, в частности. Скандинавского полуострова в Византию и другие страны Ближнего Востока. Мирные торговые отношения перемешались во вооруженными набегами славян и на крымские колонии, и на берега М.Азии; неоднократной жертвой набегов была и столица Византии Константинополь (Царьград). Участниками набегов были как славяне, так и военные наемники славянских племенных князей — варяги (выходцы из Скандинавии, очень быстро ославянившиеся на Руси). Мирные и военные встречи с Византией очень способствовали продвижению христианства в восточно-славянские земли. Немало славян и ославянившихся варягов, побывавших либо в плену, либо на военной наемной службе у византийцев, могло возвращаться оттуда христианами. Среди славян на их родине распространителями христианства могли быть пленные византийские христиане -воины. С начала IX в. св. вера могла частично проникать к нам со стороны Скандинавии, ибо у норманов (варягов) массовое распространение христианства началось несколько ранее, чем на Руси. Предания говорят нам о трех случаях массового крещения русских. Около 790 г. новгородская варяго-русская дружина приняла крещение в крымском городе Сурож. Вскоре после этого какая-то дружина “россов”, после неудачного нападения на греческий город Амастриду, тоже просила крещения. Наконец, в 864 г. киевские князья Аскольд и Дир, потерпевшие, благодаря чудесной помощи Божией Матери грекам, поражение в попытке овладеть Константинополем (Царьградом), попросили у патриарха Фотия епископа проповедника, и тот, прибыв в Киев, крестил князей и многих киевлян. Как бы мы ни оценивали достоверность приведенных преданий во всех их деталях, бесспорно, что луч веры Христовой проникал в дебри восточно-славянских поселений за многие и многие годы до массового крещения Руси.
|