Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 6. Язык и мышление
Вопросы для обсуждения 1. Менталингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания. 2. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии. 3. Теория Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм. 4. Функции языка по отношению к мышлению и функции мышления по отношению к языку. 5. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления. 6. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков. 7. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений. 8. Типы языковых значений. 9. Обучение человека и язык.
Темы для докладов 1. Отражение работы сознания в системе языка. 2. Типы авербального мышления. 3. Язык и память. 4. Язык и когнитивное развитие. 5. Лингвистическая относительность и детерминизм. 6. Логическое мышление и язык. 7. Интеллектуальное развитие человека, общества и языка.
Основная литература 1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.82-146. 2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.71-89. 3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.152-166. 4. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С. 41-59.
Дополнительная литература 1. Абаев В. И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М., 1970. 2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. 3. Альбрехт З. Критика современной лингвистической философии. М., 1977. 4. Андреев И. Д. Пути и трудности познания. М., 1968. 5. Ардентов Б. П. Мысль и язык. Кишинев. 1965. 6. Афазия и восстановительное обучение: Тексты. М., 1963. 7. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975. 8. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси. 1976. 9. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966. 10. Вандрие Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937. 11. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев. 1974. 12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.3. М., 1982. 13. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 14. Гипотеза Сепира-Уорфа // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960. 15. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 16. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6. 17. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986. 19. Звегинцев В. А. История языкознания XΙ X-XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. М., 1965. 20. Иванов В. В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 21. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. 22. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972. 23. Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972. 24. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М., 1976. 25. Критчли М. Афазиология. М., 1974. 26. Крючкова Т. Б. Некоторые особенности отражения идеологии в лексико-семантической системе языка // Уровни языка и их анализ. М., 1976. 27. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981. 28. Кулик А. Н. Информационные сети и языковая совместимость. М., 1977. 29. Ладыгина-Котс К. Н. Предпосылки человеческого мышления: подражательное конструирование обезьяной и детьми. М., 1965. 30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1 и Т.2. М., 1983. 31. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 32. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. 33. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. 34. Лурия А. Р. Курс общей психологии: мышление и речь. М., 1970. 35. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1982. 36. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 37. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления: к критике гегелевского учения о формах мышления. М., 1979. 38. Маслиева О. В. Становление категории причинности: на материале истории языка. М., 1983. 39. Мышление и речь. М., 1963. 40. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1980. 41. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 42. Павиленис Р. И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983. 43. Панфилов В. З. Грамматика и логика. М., 1963. 44. Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971. 45. Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977. 46. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. М.-Л., 1964. 47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932. 48. Потебня А. А. Из записок по русской грамматики. Т.1-2. М., 1958. 49. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 50. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975. 51. Психолингвистика за рубежом. М., 1972. 52. Психолингвистика. М., 1984. 53. Резчиков Л. О. Слово и понятие. Л., 1968. 54. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968. 55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 56. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. 57. Сепир Э. Язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993. 58. Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1963. 59. Серебренников Б. А. К проблеме «Язык и мышление»: всегда ли мышление вербально? // Изв. АН СССР. 1977. Сер. лит. и яз. – Т.36. №1. 60. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. 61. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. 62. Сотникян П. А. Основные проблемы языка и мышления. Ереван, 1968. 63. Спиркин Л. Г. Мышление и язык. 2-е изд. доп., М., 1958. 64. Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 1974. 65. Фишель В. Думают ли животные? М., 1973. 66. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971. 67. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. 68. Чесноков Н. В. Логические и семантические формы мышления как значение грамматических форм // Вопросы языкознания. 1984, №5. 69. Шалютин С. М. Язык и мышление. М., 1980. 70. Швырев В. С. Задачи и разработки категории деятельности как теоретического понятия // Эргономика. 1976, №10. 71. Язык и мышление. М., 1967.
Вопросы для самопроверки 1. Объясните различие между понятиями «сознание» и «мышление». В каком контексте лежит проблема языка и мышления? 2. Что такое менталингвистика? 3. Назовите основные теории и направления в языкознании, логике и психологии, трактующие язык и мышление в отрыве друг от друга или в отождествлении друг с другом. 4. Почему проблема языка стала одной из самых актуальных в современной философии и лингвистике? 5. Какова основная идея лингвистической философии? Укажите на источники развития концепции лингвистической философии. 6. Объясните сходства и различия между теориями Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа. 7. Назовите основные функции, выполняемые языком по отношению к вербальному мышлению. 8. Почему сторонники той точки зрения, что мышление превалирует над языком, рассматривают соотношение языка и мышления прежде всего с филогенетической точки зрения? 9. Почему приматы не в состоянии освоить человеческую речь? 10. Что такое вербальное и авребальное мышление? 11. Почему авербальная форма мышления должна предшествовать появлению языка (речи)? 12. Назовите функции вербального мышления, выполняемые им через посредство языка и в отношении к языку. 13. В каком случае может нарушаться связь между языком и вербальным мышлением? Приведите примеры. 14. Рассмотрите факты языка, которые с точки зрения неразрывной и единства языка и мышления (без разграничения вербальной и авербальной форм мышления), не могут получить необходимого объяснения и описания. 15. Назовите элементы общей схемы, по которой формируется словесный знак. 16. Почему логический и семантический аспекты по-разному соотносятся в содержательной структуре языковых знаков? Приведите примеры. 17. В каких сферах человеческой деятельности язык и вербальное мышление выступают в тесном единстве? Можно ли сказать, что во всех случаях единства языка и вербального мышления проявляется коммуникативная сущность языка? 18. Назовите основные формы авербального мышления. Какие формы авербального мышления предшествуют появлению языка (речи)? Какие формы авербального мышления появились с возникновением языка? 19. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное и поисковое мышление. 20. Можно ли считать, что язык (речь) – это совершенное орудие и средство человеческого логического мышления?
|