Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА II. Символы алхимии. — Материя, три начала,
Символы алхимии. — Материя, три начала, четыре элемента, семь металлов и их символы
Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Г. Кунрата «Зрелище вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о философском камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ианитора Пансофуса (Ianitor Pansophus1) резюмируют всю герметическую философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории. Греки изображали первичную материю змеем, кусающим свой хвост. Это — Уроборос гностиков. В середине круга, составленного таким образом, они писали формулу «единое — все». Эта фигура находится в Хризопее Клеопатры («Chrysopee» Cleopatre), см. Bertheiot «Origines de l'Alchimie». Далее, единство материи изображалось просто крестом. Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу — крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом. Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень — материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, ле- 1 Ианитор — от греч. — греть, и Пансофус — от греч. — все и — мудрый: Всемудрый Нагреватель.
тучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое. Четыре элемента имеют следующие знаки: «воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечеркнутым линией, параллельной основанию; «вода» — треугольником вершиной книзу; «огонь» — треугольником вершиной кверху; «земля» — треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «воздух» изображался птицей; «вода» — кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «огонь» — саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «земля» — горой, львом — царем зверей — или человеком. Таким образом они изображены в главе «Gloria mundi»1 сочинения «Museum her-meticum»2. В знаке «меркурия» видели изображение ка-дуцея — жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находятся диск солнца и рога, символизирующие плодородие3. Алхимики изображают часто металлы под видом олимпийских богов: Сатурн, вооруженный косой, представляет свинец; Марс в каске и с мечом — железо; Меркурий с кадуцеем и крыльями на ногах и голове — ртуть и т. д. Это представлено на картине, находящейся в сочинении «Viarorium spagyricum»4.
1 «Слава мира» {лат.). 2 «Герметический музей» (лат.). 3 См. Приложение к части II — второй ключ Василия Валентина. 4 «Спагирический путеводитель» (лат.). Спагирики, или спагиристы (от греч. — выделять и — собирать) — средневековые последователи иатрохимии, полагавшие в основу своей философии принцип чисто химического истолкования всех феноменов природы и чисто химического (в их понимании — чисто научного) объяснения всех загадок жизни и смерти.
На гравюре в сочинении «Pretiosa margarita»1 металлы изображены в виде шести юношей, стоящих на коленях перед королем, сидящим на троне и представляющим седьмой металл, самый совершенный — золото. Текст гласит, что каждый просит у короля царства. После ряда видоизменений, символизирующих Великое Делание, король исполняет их просьбу, и последняя фигура изображает их коронованными, то есть превращенными в золото; но это, скорее, относится к Великому Деланию, о котором мы будем говорить в следующих главах.
|