![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
N конструктивно - критическая оценка разума, познавательных способностей человека.
N докритический (по 1770) N критический.
В первый период интересы Канта: n с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – научные и натурфилософские проблемы. n Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике n Дал объяснение возникновению Солнечной системы n “ Всеобщая естественная история и теория неба” ( 1755),
Основные идеи докритического периода: n Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; n природа находится в постоянном изменении и развитии; n движение и покой относительны; n все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. Второй период (70г.) n критическиЙ этап n конструктивно - критическая оценка разума, познавательных способностей человека. Основные идей критического периода: Что я должен делать?
Что я могу знать? n
Ответ на вопрос Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант называл категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Современная трактовка категорического императива: n - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; n - человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
Кант: Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству". На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек?
Кантианство (И.Кант (1724-1804)) «Критика чистого разума» Разум (логические умозаключения) Рассудок (категории – общие понятия) Созерцание (пространство, время – априорные формы чувственности) Проблема – объективности научного знания n насколько согласуется реальный объект и его идеальный образ, формируемый в результате научного познания? n какими свойствами должен обладать субъект познания, чтобы полученное им знание было объективно? Учение об антиномиях разума n причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. n Познавательные возможности человеческого разума ограничены . Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). Виды антиномий: Ограниченность пространства: n -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. n -Мир не имеет начала во времени и безграничен. n Простое и сложное: -Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; n - В мире нет ничего простого. Схема познавательного процесса (феномен и ноумен): n внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека; n органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; n человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; n целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; n реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом; n человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность. Знание, по Канту, складывается из двух частей: n Первая часть- это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое а posteriori, т.е. путем опыта. n Вторая часть – форма, дается до опыта- а priori (доопытные формы чувственности) – находятся в душе, в субъекте. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход (trascendo — по-латыни «переходить») в систему знаний, конструирование нашей познавательной способности Чувственность по Канту имеет свои доопытные, априорные формы n Априорные формы сознания упорядочивают хаос чувственных восприятий и в гносеологическом плане " моделируют" мир явлений через понятия. Реальность и её оболочка n Кант вводит различие между действительным образом мира и его кажущимся образом. n Действительный мир – ноумен (Вещь в себе) n Образ вещей – феномен. n Ноуменальный мир – это мир, который существует в действительности. n Феноменальный мир- это мир, каким он представляется нашим органам чувств. Объективный идеализм n Объективный идеалист. n В качестве первоосновы мира выступает " Абсолют" (синонимы: " мировой разум", " мировой дух", " абсолютная идея") — некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. n Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи. n триада: тезис (полагание) n антитезис (отрицание) n синтез Саморазвитие духа идет по трем ступеням. n Первая ступень — «абсолютный дух» — высшее проявление духа, включает искусство, религию, философию. n Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество n Третья ступень «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание Триада Гегеля: n Тезис – «бытие» n Антитезис – «небытие» n Синтез – «становление» Сформулировал основные законы диалектики: n Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития n Закон единства и борьбы противоположностей причина, импульс, источник движения n Закон отрицания и отрицания - направленность поступательного движения
Законы диалектики Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет механизм развития: n Даже небольшие количественные изменения могут в конечном итоге привести к полной качественной трансформации объекта «Закон перехода количественных изменений в качественные»: развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. Показывает Механизм развития Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей объясняет причину развития: n Основой всякого развития является сосуществование и борьба противоположных сторон. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. «Закон единства и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними. n Показывает Источник развития Законы диалектики Закон отрицания отрицания объясняет схему развития: n Диалектическое отрицание – воспроизведение того же объекта, но в новом качестве, отрицающем старое. Этим объясняется цикличность развития по спирали. n Развитие происходит по спирали: тезис – антитезис – синтез n «Закон двойного отрицания»: n развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков. n Показывает Общую направленность процесса развития
n Заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса. n В основе всего сущего по Гегелю лежат законы логики.
|