Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод экономической науки.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Предмет экономической теории и её функции. .ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ОБЩЕМ СМЫСЛЕ – это наука об основах хозяйственной жизни общества. Предмет науки - это то, что она изучает. Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя их и обменивая, стараясь максимально удовлетворить свои потребности с целью своего всестороннего развития. Другими словами, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. 2 раздела экономической теории, соответственно и 2 уровня: Микроэкономика – раздел предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домохозяйств, фирм и отраслей (цены и объемы). Макроэкономика – раздел, занимающийся изучением законов функционирования всей национальной экономики, а так же входящих в нее агрегатов (домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора). ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: - познавательная (расширяет наши знания в области экономики в условиях постоянных изменений). - методологическая (теоретическая основа для исследований) - практическая (позволяет сделать правильный выбор при планировании политики) - прогностическая (предвидение в области краткосрочного и долгосрочного периодов) Метод экономической науки. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. 1. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы (основатель Аристотель). 1.1. Анализ – метод познания (расчленение целого на части) Синтез - (соединение отдельных частей в единое) 1.2. Индукция – метод познания (умозаключение от частного к общему) Дедукция – умозаключение от общего к частному. 1.3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.(используется в систематизации и классификации). 1.4. Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. 1.5. Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. 1.6. Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в равной степени покоятся на одних и тех же основаниях. Антиномия не разрешима. 1.7. Апория – утверждение, противоречащее практическому опыту. 1.8. Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов. 1.9. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других. 1.10. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Эконом. система – развивающаяся связь категорий и законов. Методы диалектической логики: 2.1. Единство исторического и логического. Общество – целостный организм, в котором все компоненты находятся в логической взаимосвязи, причем логическая взаимосвязь отражает в сжатом виде исторический процесс возникновения данной системы. 2.2. Восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное – нечто простое, а Конкретное – целое, сложное, развитое. Конкретное выступает дважды: в начале и в конце движения. 3. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером использования. Модель позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. 3.1. Известные величины, вводимые в модель – экзогенные. 3.2. Величины, которые получаются в рамках модели – эндогенные. 3.3. Модель отражает реальный мир, являясь его условным воспроизведением. Модель служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями. 3.4. Модель может быть: микроэкономической – макроэкономической, статистической – динамической.
|