Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 10 Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы.
Цель лекции – рассмотреть основные этапы становления казахской народности, происхождение этнонима «казах», историческое содержание термина «жуз»
Ключевые слова – народность, этноним, жуз, узбек, казах
План лекции 1. Завершение сложения казахской народности. Сложение этнической территории казахов. 2. Этноним «қ азақ». 3. Родоплеменное расселение казахов. Казахские жузы. 4. Традиционная структура казахского общества. Тезисы лекции 1. Завершение сложения казахской народности. Сложение этнической территории казахов. Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней, канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства. Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к появлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи: Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами».
2. Этноним «қ азақ». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина. Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений» (В.В.Бартольд). По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение. Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности.
3. Родоплеменное расселение казахов.Казахские жузы Жуз (каз. жү з — «союз», часто неправильно переводят как «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов. Вне жузовой классификации состоят: 1. Торе - прямые потомки Чингисхана по мужской линии; 2. Қ ожа́ — считаются потомками Мухаммеда и четырёх его сподвижников — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров; 3. Толенгуты — каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга; О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыто ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом. Особенности казахских жузов: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Каждый казахский жуз имел своё исторически сложившееся пространство, территорию. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.
4. Традиционная структура казахского общества Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
Вопросы для контроля: 1. Дайте определение термину «жуз» и перечислите основные особенности казахских жузов 2. Какие категории населения находились вне жузовой классификации? 3. Какой период отечественной истории можно признать началом процесса формирования казахской народности? 4. Охарактеризуйте соотношение терминов «узбек» и «казах»
Литература 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. 7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. 8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.
|