Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесная цена. Эластичность. Эффект дохода и эффект замещения






 

Категории рыночной экономики, такие как спрос и предложение, могут быть рассмотрены самостоятельно, независимо друг от друга только в условиях теоретического примера. В условиях реальной экономики они взаимосвязаны через механизм цен. Эта связь может иметь ряд положений. Рассмотрим первую ситуацию: на рынке представлен продукт, цена на который установлена на таком уровне, что часть продукта не может быть реализована. На графике, представленном на рис.2.6, это область, лежащая над точкой О между кривыми спроса и предложения. В данном случае результатом высокой цены является образование избытка продукта или имеется в наличии избыточное предложение. Такое состояние не может существовать длительное время, так как избыток товара приводит к необходимости снижения цены.

Следующая ситуация: очевидно, высокая цена на товары в результате конкуренции неизбежно понизится, т. е. цена окажется неустойчивой. Однако, если цена на наш продукт упадет слишком низко, то возникнет нехватка данного продукта, что будет характеризовать избыточный спрос на продукт. На графике, представленном на рисунке 2.6, это область, расположенная ниже точки О между кривыми спроса и предложения. Теперь конкуренция между покупателями поднимет цену на продукт. Эта цена будет повышаться до тех пор, пока на рынке не сложится такая ситуация в цене, когда количество товаров, которое предприниматели хотят и могут произвести и предложить на рынке, будет равно тому количеству, которое потребители хотят и могут купить. В результате нет нехватки или излишка товара, реализуемого по данной цене, при которой наступает равновесие, т. е. появляется цена, уравновешивающая спрос и предложение, она называется ценой рыночного равновесия или ценой рыночного клиринга.

Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием тенденций к изменению как спроса, так и предложения.

P
d
s
Равновесная рыночная цена устанавливается как денежный эквивалент в результате уравновешивания спроса и предложения. Спрос и предложение уравниваются в результате воздействия конкурентной рыночной среды. Известно, спрос характеризуется ценой и количеством покупаемого товара по этой цене, в свою очередь предложение также характеризуется ценой и количеством товара, которое производители могут предложить на рынке. Согласие между продавцом и покупателем по поводу цены и качества товара характеризуется процессом купли – продажи. В данном случае цена согласия между двумя субъектами рынка называется ценой рыночного равновесия. Нагляднее рыночное равновесие можно рассмотреть с помощью графика на рис.2.6 «График равновесия спроса и предложения».

Рис. 2.6. График равновесия спроса и предложения

Кривая спроса dd и кривая предложения ss пересекаются в точке O. На графике наглядно видно, что в точке пересечения происходит уравновешивание спроса и предложения. Область, лежащая выше точки O, представляет собой избыток товара; область, лежащая ниже точки O, характеризует дефицит предлагаемого товара.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Изменение спроса и предложения чаще всего связано с ценой. Но помимо цены на спрос и предложение могут повлиять вкусы потребителей, сезон продажи, многообразие предложения аналогичных продуктов, уровень доходов.

В условиях стабильной экономики цены, по которым продается множество товаров, изменяются довольно медленно, длительное время, оставаясь неизменными. Такие цены называются ценами длительного равновесия. В другом случае, когда цена товара может устанавливаться на каждую единицу товара, мы имеем цену мгновенного равновесия. Примером цены длительного равновесия может быть цена на хлеб, так как цены на него поддерживаются государством, для поддержания доступных цен для различных социальных слоев населения. Примером цены мгновенного равновесия может быть цена на предметы искусства. Так, картины одного и того же художника будут продаваться по единственным, уникальным ценам. Совпадение цен на картины может возникнуть только случайно.

Кроме того, существует также цена, называемая ценой краткого равновесия. Она устанавливается на партию товара, все единицы которой продаются по одинаковой цене. Например, цена на партию светильников, продаваемых в магазине, включает оптовую цену изделий, затраты транспортировки и хранения, услуги продаж. При изменении хотя бы одной составляющей цены на товары при поступлении следующей партии цены на единицы изделий новой партии могут измениться.

Спрос и предложение, испытывая на себе влияние многочисленных факторов, по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Возможны три качества эластичности.

Когда изменение цены вызывает такое изменение количества продаж товара, что общая выручка (произведение цены на количество реализуемого товара) возрастает, – имеет место эластичный спрос, или эластичность больше единицы.

; ; ,

где ε – эластичность спроса, P0 – начальная цена на товар, Q0 – начальное количество товара, P1 – измененная цена на товар, Q1 – изменившееся количество товара.

Когда изменение цены в точности компенсируется соответствующим процентным ростом количества продаж товара, таким образом, общая выручка остается совершенно неизменной – имеет место единичная эластичность спроса, т. е. эластичность спроса численно равна единице.

1; т. е. .

Когда снижение цен вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая выручка снижается, имеет место неэластичный спрос, или эластичность меньше единицы, но не меньше нуля.

;

P цена
К товару, обладающему абсолютной неэластичностью, можно отнести соль, снижение цены на нее не вызывает никакой реакции со стороны потребителя. На графике спрос на соль можно представить в виде вертикальной прямой (рис. 2.7). Как может видеть на рисунке 2.7, независимо от изменения цены на соль общий объем потребления остается неизменным, т. к. потребление данного продукта зависит от численности населения и объективно необходимого количества соли на человека.

Рис. 2.7. График спроса на соль
Анализ эластичности спроса имеет огромное практическое значение в условиях рынка. При варьировании ценой предприниматель определяет для себя наиболее эластичный спрос. При эластичном спросе общая выручка возрастает, а это значит, что оборачиваемость занятого предпринимательского капитала возрастает, что является основным источником увеличения прибыли предпринимателя в современной экономике.

Эластичность предложения – это показатель, характеризующий относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между процентным изменением цены и объемов предлагаемых к продаже товаров.

.

При единичной эластичности предложения изменение цены товаров на определенный процент вызывает соответствующее изменение объема предлагаемого товара, т. е. увеличение цены на 1% приводит к увеличению предложения на 1%. В условиях эластичного предложения изменение цены на 1% приводит к увеличению предложения, превышающему 1%. При неэластичном предложении изменение цены не оказывает существенного влияния на изменение объема предложения.

Доход от продаж рассчитывается не с учетом дохода, полученного при реализации каждой отдельной единицы товара, а с учетом суммы продаж всех товаров, поэтому для получения наилучшего эффекта от производственной деятельности большое значение имеет учет эластичности. Поэтому при реализации товаров очень часто применяется практика сезонного снижения цен, практика распродаж, варьирование цен в течение дня. Все это делается для максимизации выручки и получения прибыли. При увеличении выручки ускоряется оборачиваемость вложенного капитала, поэтому рост доходов осуществляется за счет роста оборота капитала.

Совокупное предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству, друг другу.

Совокупный спрос включает в себя спрос со стороны отдельных покупателей, предприятий организаций, а также государства.

Рассматривая закон спроса и предложения, необходимо отметить, что существуют такие экономические ситуации, при которых закон спроса перестает действовать, и даже наблюдается ситуация, противоположная закону спроса.

В период нестабильной экономики и обнищания населения наблюдается общее повышение цен. Население в таких условиях вынуждено отказываться от ряда продуктов, ограничивая свое потребление и заменяя их более жизненно важными, например, ананасы картошкой. Следовательно, при общем росте цен наблюдается ситуация, когда с ростом цен происходит рост потребления, правда, только специфических товаров, относящихся к предметам первой необходимости, в основном это продукты питания. Такое явление получило название эффекта замещения.

В условиях роста доходов и объемов производства происходит относительное снижение цен. Меньшая часть доходов в таких условиях необходима для приобретения продуктов первой необходимости. Меняется структура потребления населения. Поэтому на фоне общего снижения цен потребление также снижается. Этот эффект получил название эффекта дохода.

В целом, несмотря на кажущуюся простоту рыночного механизма, состоящего из спроса, предложения и цены, многообразные факторы, воздействующие на него, не всегда могут быть полностью учтены. Поэтому в рыночной экономике можно наблюдать периоды нестабильности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал