Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия и монополистическая конкуренция






 

Явление чистой монополии – большая редкость, более характерной чертой рынка является «несовершенная конкуренция». Несовершенная конкуренция включает в себя как монополистическую конкуренцию, так и олигополию.

К наиболее типичным чертам монополистической конкуренции относятся: совершенная информация; разнородность продуктов, реализуемых на рынке; свобода доступа на рынок; большое число покупателей и продавцов на рынке. В результате формируется рынок «конкурирующих монополистов», на котором частично утрачивается значение «классической» формы конкурентной борьбы через маневрирование ценами, и создается возможность некоторого контроля над ними. Рынок монополистической конкуренции характеризуется значительным числом крупных предприятий. Так как их число значительно, они не могут вступить друг с другом в «тайный сговор». Каждая крупная компания является территориальной монополией, имея в своем распоряжении локальный рынок сбыта. Каждая из крупных компаний, находящихся на рынке монополистической конкуренции, с одной стороны, препятствует вхождению на свой локальный рынок конкурирующих фирм, с другой – сама стремится проникнуть и закрепиться на «чужой» территории.

Конкурентная борьба среди фирм приводит к необходимости совершенствования технологии и снижения издержек. Однако фирмы в условиях несовершенной конкуренции большое внимание уделяют дифференциации продукта, т. е. каждая из фирм продает продукт, чем - то отличающийся от конкурентного товара. В связи с этим каждая из фирм обладает определенным влиянием на формирование цен. Большое значение для монополизации локального рынка имеет реклама.

Среди конкурирующих предприятий может идти жесткая конкурентная борьба с помощью установления демпинговых цен, отлучения от источников сырья, промышленного шпионажа, переманивания специалистов, легализации издержек – все это осуществляется с целью увеличения прибыли, поскольку присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. Значительное число фирм в отрасли препятствует возможности расширить производство, поэтому фирма стремится достичь уровня нормальной прибыли в долгосрочном периоде. Нормальную прибыль фирма может получать, когда цена равна средним издержкам. Если цена превышает средние издержки, фирма присваивает экономическую прибыль. Экономическая прибыль является стимулом для вхождения в отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

На рынке монополистической конкуренции действуют два вида конкурентной борьбы: внутриотраслевая конкуренция и межотраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция характеризуется тем, что вход в отрасль еще одной фирмы сопровождается солидаризацией всех фирм, уже действующих в отрасли, по «выдавливанию» с рынка еще одного дополнительного конкурента. Большое значение здесь приобретает политика демпинговых цен. Снижение цен ниже себестоимости лишает на некоторое время возможности получения прибыли все фирмы. Но для предприятия, выходящего на рынок, у которого издержки производства на начальном этапе достаточно высоки, политика демпинговых цен может оказаться разорительной.

Господство нескольких крупных фирм на рынке называется олигополией. К наиболее важным чертам олигополии относятся: крупные масштабы производства (относительно всего объема рынка), взаимная зависимость между фирмами на олигополистическом рынке, наличие препятствий для вторжения на рынок новых потенциальных конкурентов.

Олигополия первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида – несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары, среди которых выделяется доминирующая фирма – олигополия.

На рынке олигополии среди множества моделей олигополистического поведения на рынке наибольший интерес представляет тайный сговор и доминирующая фирма – олигополия. Фирмы-олигополии могут тайно договориться о высокой единой цене, осознать свою взаимозависимость – в результате рыночная цена и количество реализуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного монополиста. Доминирующая фирма-олигополия (60 – 80% товаров на рынке) обычно следует практике «лидерства в ценах», поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких предприятий отрасли.

При доминирующей фирме-олигополии, рынок становится, почти монополизирован. Суть данной модели заключается в следующем. Крупная фирма, монополизирующая рынок, вынуждает более мелкие фирмы производить и соответственно выбрасывать на рынок товары, чем-то отличающиеся от товаров, создаваемых на предприятии-монополии. Видоизменение потребительской стоимости известных товаров, создание новых или псевдоновых товаров в целях приспособления к потребителям рынка, т. е. «дифференциация продукта» становится средством выживания мелких и средних компаний. Крупная компания является лидером в ценах, т. е. у нее есть реальная возможность оказать влияние на их формирование. Кроме того, в условиях крупной фирмы начинает действовать эффект масштаба, способный привести к значительному снижению издержек, а соответственно и цен. Однако мелкие предприятия, работающие в отрасли, имеют свои возможности снижения издержек, например, за счет оказания дополнительных услуг.

Мелкие и средние предприятия, чтобы приспособиться к условиям рынка, стремятся с помощью «дифференциации продукта» занять собственную нишу на рынке. Кроме того, мелкие предприятия имеют свои способы снижения издержек, поэтому ими легко выдерживается политика доминирующей фирмы-олигополии – лидерство в ценах.
В условиях данного рынка средние и мелкие компании сохраняются в отрасли до тех пор, пока средняя цена равна средним издержкам, т. е. фирмы получают нормальную прибыль. Для вхождения новых фирм на рынок получение нормальной прибыли становится экономическим препятствием. Видоизменение потребительной стоимости известных товаров, создание новых или псевдоновых товаров в целях приспособления к потребителям рынка становится средством выживания мелких и средних компаний. «Дифференциация продукта» не может стать для них основой рыночной монопольной власти.

Под олигополистическим рынком понимается рынок, на котором присутствуют 2 – 4 крупных компании, производящие основную массу продукции. Объемы производства каждой из них значительны, рынок четко разделен между ними. Рыночные цены и объемы продукции контролируемы со стороны этих фирм. Деятельность каждой из фирм зависит от деятельности партнеров, поэтому фирмы не свободны в выборе цены на продукт. Цена является результатом согласования всех производителей. Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. Продавцы же могут осуществлять ценовую дискриминацию.

Личная дискриминация сводится к назначению разной цены для покупателей разного достатка. Продавец тайно снижает цену для покупателя, который может предпочесть конкурента.

Групповая дискриминация сводится к снижению цены на рынке, обслуживаемом конкурентом.

Под продуктовой дискриминацией понимается назначение различных цен под предлогом различия в качестве товара. Иными словами, это называется «платой за этикетку». Например, одежда в известных бутиках значительно превышает цену в обычном магазине.

Фирмы-олигополисты, как правило, стремятся избежать ценовой конкуренции, т. к. повышение цены приводит к потере покупателей, снижение цены – к таким же действиям конкурентов. При этом все фирмы вынуждены расставаться с частью прибыли.

Контроль над объемами производства со стороны фирм осуществляется с целью не допущения его затоваривания. Поддержание равновесия на рынке собственного товара позволяет олигополиям получать прибыль в длительном периоде. Для поддержания равновесия фирмы вынуждены прибегать к сокращению объемов производства пропорционально своему капиталу, чтобы сохранялся основной принцип распределения дохода между ними: равновеликая прибыль – на равновеликий капитал. Для укрепления власти на рынке фирмы-олигополии приходят к объединению с банковским капиталом, создавая финансово-промышленные группы. Фирмы создают препятствия для вторжения на рынок потенциальных конкурентов. Затруднение перелива капитала из отрасли в отрасль связано с большими объемами капитала, необходимого для начала производства, недоступностью источников сырья, капитала, квалифицированных работников.

Анализ рынка олигополий, где господствует ограниченное число фирм, представляет собой рынок продавца, но может существовать другая ситуация, когда на рынке присутствует только несколько покупателей. В таких условиях господствующее положение принадлежит покупателям. Такой рынок называется рынком покупателя, или олигопсонией.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал