Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание материально-технического обеспечения.
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Материальная база кабинета:
· компьютер;
· проектор;
· экран;
· видеоплеер;
· телевизор;
2) Комплекты:
· видеофильмов, аудиокассет;
· портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
· программные иллюстрации.
3) Программное обеспечение:
· операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
· текстовый редактор MS Word;
4) Электронные пособия:
· Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
· Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
· Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
· Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
· 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
· Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
5) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
· https://www.bibliogid.ru
· https://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
· https://www.drevne.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература».
· https://www.gramma.ru
· https://www.gumer.info
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
· https://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
· https://www.krugosvet.ru
· https://www.Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова.
· https://www.litera.ru
Сервер " Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал " Словесность".
· https://litera.edu.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
· https://www.litwomen.ru
Сайт мировых новостей о литературе.
· https://magazines.russ.ru
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
· https://www.russianplanet.ru
Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи, новости.
· https://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
· https://www.pushkinskijdom.ru
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
· https://www.vavilon.ru
Сайт посвящен современной русской литературе.
· https://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
· https://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
· https://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв.
· https://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея
· https://gallerix.ru/
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон
· https://gold.stihophone.ru/
Русская классическая литература
· https://ayguo.com/
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
· https://аудиохрестоматия. рф
Театр:
· https://www.theatre.ru
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
· https://www.borodino.ru
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
· https://www.kreml.ru
Музей-заповедник «Московский Кремль».
· https://www.hermitage.ru
Государственный Эрмитаж.
· https://www.museum.ru
Портал «Музеи России».
· https://www.museum.ru/gmii/
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
· https://www.museum.ru/M654
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
· https://www.museumpushkin.ru
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
· https://www.peterhof.ru
Музей-заповедник «Петергоф»
· https://www.rusmuseum.ru
Государственный Русский музей.
· https://www.shm.ru
Государственный исторический музей.
· https://www.tretyakovgallery.ru
Государственная Третьяковская галерея.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Формы работы на уроке
| Основные виды учебной деятельности
| Словарная работа
| Домашнее задание
| Дата про-ведения
|
1.
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
|
1
|
Вводный урок
| Личностные:
выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.
Предметные:
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
| Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.
| Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.
| Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, абзац,
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
| план
| факт
|
|
|
|
| Устное народное творчество - 10 ч.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведений
| Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблююдение над поэтикой малых жанров.
| Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-оркой пословица «Поговорка – цветочек, посло-вица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку.
| Фольклор, фольклористи ка, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.
| Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
|
|
|
3.
|
Детский фольклор
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведений
| Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки.
Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия.
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.
| Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
| Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы
| Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обо-гащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).
|
|
|
4.
|
Сказка как особый жанр фольклора
|
1
|
Урок знакомства с теоретическими понятиями
| Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра.
| Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями
| Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
| Сказка, старины
| Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).
|
|
|
5.
|
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
| Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
|
|
|
6.
|
Народная мораль в характерах и поступках героев.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»
| Пересказ сказки «Царевна- лягушка».
Самостоятельная работа
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
|
|
|
7.
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения.
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки
Предметные: иметь представле ние о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
| Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, созда-ние собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки
| Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.
| Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок
| Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
|
|
|
8.
| Изобразительный характер формул волшебной сказки.
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников.
Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки.
| Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
| Ответить на вопросы статьи учебника
|
| Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)
|
|
|
9.
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения.
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.
| Выразительное чтение.
| Гипербола.
Героическая
сказка.
Герой.
| Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
|
|
|
10.
|
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию
Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту.
Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа
| Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
| Составить план сказки. Самостоятель ная работа.
| Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок
| Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации
|
|
|
11.
|
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
|
Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.
Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.
|
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро -сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
|
Анализ сказок
|
| Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
|
|
|
|
|
|
| Древнерусская литература
2 ч.
|
|
|
|
|
12.
| Возникновение древнерусской литературы.
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…».
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.
Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям),
| Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.
|
Чтение по ролям. Словарная работа
| Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина
| Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воево -ды Претича»
(с. 48 - 50)
|
|
|
13.
|
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| умение определять черты фольклора в летописи.
Литература 18 века
1 ч.
| Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)
| Составление цитатного плана. Пересказ.
|
Устаревшие слова
|
Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)
|
|
|
14.
|
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве».
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений
Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека
| Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения
| Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?
| Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей
| Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)
|
|
|
|
|
|
| Литература 19 века
39 ч.
|
|
|
|
|
|
15.
|
Русские басни. Басня как литературный жанр
|
1
|
Урок чтения и изучения произведений
| Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)
Меиапредметные: умение выразительно читать
Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни
| Чтение статьи учебника «Рус-ские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
| Чтение по ролям.
| Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басниЭзопов язык
| Конспект статьи учебника (с.57)
Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); про-читать басни (по выбору), подготовиться к викторине.
|
|
|
16.
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чте-ние по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
| Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.
|
|
|
17.
|
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведений
| Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментирован -ное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»
| Инсценирован -ное чтение
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)
|
|
|
18.
|
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
| Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравив шихся басен
| Создание басни
| Басня, аллегория, мораль басни
| Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
|
|
|
19.
|
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
|
1
|
Урок внеклассного чтения
| Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова
Метапредметные:
Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи
| Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презента -ция иллюстраций; сопоставление басен
| Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций
|
| Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»
|
|
|
20.
|
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки
Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.
| Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие худо -жественного произведения; ответы на вопро сы; установление ассоциативных связей с произве- дениями живопи си
| Беседа по прочитаному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
| Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки
| Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»(с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)
|
|
|
21.
|
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни селовека
Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличитель ных черт
Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки
| Чтение сказки, ответы на вопро -сы, сопоставле -ние сказки народ-ной и литератур -ной, выявление общих и отличи -тельных черт
| Составление таблицы «Сходство и различие рус-ской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
| Сказочные формулы волшебной сказки
| Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царев- ны со старушон- кой, описание объятого сном замка)
|
|
|
22.
|
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада»,
Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения
Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям
| Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.
| Чтение по ролям
| Баллада, ратник, латник
| Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).
|
|
|
23.
|
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе
Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопрсы.
Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона
| Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение
| Выразительное чтение
| Вереск, пикты, скотты
| Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).
|
|
|
24.
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни
Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение
Предметные: оценивать отно шение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
| Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование
| Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение
| Эпитет, сравнение, метафора
| Подготовить рассказ об А.С.Пушкине(с. 91 - 92). Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня» (с. 92 - 93).
|
|
|
25.
|
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать историю рождения сюжета сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение
Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев
| Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысле-ние сюжета, собы тий, характе ров, выборочный пере сказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и цари-цы-матери, вы-разительное чте- ние; установле- ние ассоциатив-ных связей с произведениями живописи
| Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов
| Инда, сочельник, ломлива, перст, полати
| Прочитать сказку (с. 95 - 112),
Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)
|
|
|
26.
|
Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого
Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью
| Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение
| Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаичес -кой? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)
| Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь
| Конспект статьи учебника «Риф -ма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки.
|
|
|
27.
|
Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: понимание роли сказки в жизни человека
Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений
Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому
| Выразительное чтение, чтение по ролям, художест- венное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопос-тавление сказок со сходным сюжетом
| Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравни -тельная характеристика героев
|
| Выучить наизусть отрывок из сказки.
|
|
|
28.
| Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки
| Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы
| Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина
|
| Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
|
|
|
29.
|
В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
|
1
|
Урок внеклассного чтения
| Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя,
Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста
| Работа с иллю-страциями, восстановление деформировано- го текста, проверочная работа
| Проверочная работа
|
| Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушки-на» (с. 117-118).
|
|
|
30.
|
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос
Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки
| Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментирован -ное чтение
| Ответы на вопросы
| Псевдоним
| Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особен но его беспоко -ил…» (с. 120 - 138)
Выписать непонятные слова и выраже -ния. Краткий пе- ресказ отрывка.
|
|
|
31.
|
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет;
Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста
Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер
| Краткий пересказ, выразительное чтение
| Выразительное чтение
| Сюжет, сюжет-ная линия, причудливый сюжет, репро-дуктивный, воспроизводящий, нрав
| Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 143 - 148)
|
|
|
32.
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине;
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.
| Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопро- сы; устное словес- ное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстра цией
| Выразительное чтение, самостоятель ная работа с текстом. Аргумен тированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историичес кую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?»
| Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою
| Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотво- рение (с. 151 - 154
|
|
|
33.
|
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения
Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения
Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий
| Работа над словарем нрав-ственных понятий (патриот, патрио-тизм, героизм), наблюдение над речью рассказчи- ка; устное словес ное рисование портретов участ-ников диалога, выразительное чтение; комменти- рование художест венного произведения, составление текста с иллюстрациями художников
| Устное словес ное рисование, комментирова- ние художест -венного текста. Чтение и осмыс- ление материа- ла рубрики «Поразмышля -ем над прочитан ным». Письменный ответ на один из во-просов: 1. В чем заключает -ся основная мысль стихотворения? 2. Каким предста ет перед нами защитник Роди-ны?
| Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись
| Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»
|
|
|
34.
| Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа;
Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина
Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения
| Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопро -сы, составление плана повести; составлние таб -лицы «Язык повес ти», установле -ние ассоциати -вных связей с иллюстрациями художников; чте-ние по ролям
| Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести
| Юмор, сатира, лирика
| Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произве- дения (с. 158 - 169), пересказ
|
|
|
35.
|
Реальное и фантастическое в сюжете повести
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
|
Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказы -вать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное
| Пересказ были -чек, легенд, преда ний, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произ-ведениями жи-вописи; анализ языка повести
| Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?
|
| Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»
|
|
|
36.
|
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
1
|
Урок – презента-ция
| Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды
| Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями
| Устные фантас -тические рассказы. Выпи- сать слова и вы- ра жения, пере -дающие колорит народ ной речи. Пересказ смеш ных эпизодов из повести «Май-ская ночь, или Утоплен-ница»
| Тип речи - повествование
| Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове (с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочи- тать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (с. 172 - 175).
|
|
|
37.
|
Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века
|
1
|
Урок контроля
| Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;
Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос
Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.
| Выбор ответа в тестовых заданиях
| Тест
|
|
|
|
|
38.
|
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм
| Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы
| Выразительное чтение
| Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма
| Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэ- мы «Мороз, Красный нос».
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)
|
|
|
39.
|
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
|
1
|
Урок - практикум
| Личностные: знать содержание стихотворения
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями
| Осмысление характеров геро ев, ответы на -вопросы; выра -зительное чтение, устное словесное рисование, чте-ние по ролям; комментирование художественного текста, установле ние ассоциатив- ных связей с произведениями живописи
| Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.
| Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье
| Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе
(с. 188 - 189), подготовить рассказ о писа -теле.
Прочитать рассказ (с.189 - 206)
|
|
|
40.
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы
Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы
| Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысле -ние сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установле-ние ассоциатив -ных связей с про- изведениями жи-вописи
| Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?
| Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостниче -ство
| Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)
|
|
|
41.
|
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение
|
1
|
|
|