Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание материально-технического обеспечения.






Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебни­ку-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экза­мен», 2006.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

Материальная база кабинета:

· компьютер;

· проектор;

· экран;

· видеоплеер;

· телевизор;

2) Комплекты:

· видеофильмов, аудиокассет;

· портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

· программные иллюстрации.

3) Программное обеспечение:

· операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

· текстовый редактор MS Word;

4) Электронные пособия:

· Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

· Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;

· Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;

· Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;

· 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

· Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

5) Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

· https://www.bibliogid.ru

· https://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

· https://www.drevne.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература».

· https://www.gramma.ru

· https://www.gumer.info

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

· https://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

· https://www.krugosvet.ru

· https://www.Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

· https://www.litera.ru

Сервер " Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал " Словесность".

· https://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

· https://www.litwomen.ru

Сайт мировых новостей о литературе.

· https://magazines.russ.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

· https://www.russianplanet.ru

Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи, новости.

· https://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

· https://www.pushkinskijdom.ru

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

· https://www.vavilon.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.

· https://feb–web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

· https://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

· https://www.bibliotekar.ru/index.htm

Русская литература 18-20 вв.

· https://www.a4format.ru/

Большая художественная галерея

· https://gallerix.ru/

Экранно-звуковые пособия:

Золотой стихофон

· https://gold.stihophone.ru/

Русская классическая литература

· https://ayguo.com/

Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.

· https://аудиохрестоматия. рф

Театр:

· https://www.theatre.ru

Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.

Музеи:

· https://www.borodino.ru

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

· https://www.kreml.ru

Музей-заповедник «Московский Кремль».

· https://www.hermitage.ru

Государственный Эрмитаж.

· https://www.museum.ru

Портал «Музеи России».

· https://www.museum.ru/gmii/

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

· https://www.museum.ru/M654

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

· https://www.museumpushkin.ru

Всероссийский музей А.С.Пушкина.

· https://www.peterhof.ru

Музей-заповедник «Петергоф»

· https://www.rusmuseum.ru

Государственный Русский музей.

· https://www.shm.ru

Государственный исторический музей.

· https://www.tretyakovgallery.ru

Государственная Третьяковская галерея.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Формы работы на уроке Основные виды учебной деятельности Словарная работа Домашнее задание Дата про-ведения
1. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества 1 Вводный урок Личностные: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное. Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, абзац, Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь. план факт
        Устное народное творчество - 10 ч.            
2. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 1 Урок чтения и обсуждения произведений Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблююдение над поэтикой малых жанров. Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-оркой пословица «Поговорка – цветочек, посло-вица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку. Фольклор, фольклористи ка, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка. Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам    
3. Детский фольклор 1 Урок чтения и обсуждения произведений Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки. Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обо-гащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).    
4. Сказка как особый жанр фольклора 1 Урок знакомства с теоретическими понятиями Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра. Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок Сказка, старины Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).    
5. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя» Постоянные эпитеты, сказочные формулы. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).    
6. Народная мораль в характерах и поступках героев. 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» Пересказ сказки «Царевна- лягушка». Самостоятельная работа Постоянные эпитеты, сказочные формулы. Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).    
7. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. 1 Урок чтения и изучения произведения. Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки Предметные: иметь представле ние о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, созда-ние собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки Практическая работа. Составить план характеристики главных героев. Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.    
8. Изобразительный характер формул волшебной сказки. 1 Урок развития речи Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников. Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки. Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника Ответить на вопросы статьи учебника   Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)    
9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния 1 Урок чтения и изучения произведения. Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста. Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. Выразительное чтение. Гипербола. Героическая сказка. Герой. Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).    
10. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту. Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. Составить план сказки. Самостоятель ная работа. Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации    
11. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа) Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро -сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» Анализ сказок   Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)    
        Древнерусская литература 2 ч.        
12. Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям), Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Чтение по ролям. Словарная работа Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воево -ды Претича» (с. 48 - 50)    
13. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 1 Урок чтения и изучения произведения умение определять черты фольклора в летописи. Литература 18 века 1 ч. Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51) Составление цитатного плана. Пересказ. Устаревшие слова Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)    
14. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)    
        Литература 19 века 39 ч.          
15. Русские басни. Басня как литературный жанр 1 Урок чтения и изучения произведений Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) Меиапредметные: умение выразительно читать Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни Чтение статьи учебника «Рус-ские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки Чтение по ролям. Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басниЭзопов язык Конспект статьи учебника (с.57) Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); про-читать басни (по выбору), подготовиться к викторине.    
16. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать жанровые особенности басни Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чте-ние по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям Басня, аллегория, мораль басни. Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.    
17. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» 1 Урок чтения и изучения произведений Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов Предметные: знать жанровые особенности басни Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментирован -ное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» Инсценирован -ное чтение Басня, аллегория, мораль басни. Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)    
18. Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне 1 Урок развития речи Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. Метапредметные: умение выразительно читать Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравив шихся басен Создание басни Басня, аллегория, мораль басни Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.    
19. В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова 1 Урок внеклассного чтения Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова Метапредметные: Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презента -ция иллюстраций; сопоставление басен Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций   Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»    
20. В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие худо -жественного произведения; ответы на вопро сы; установление ассоциативных связей с произве- дениями живопи си Беседа по прочитаному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка. Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»(с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)    
21. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни селовека Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличитель ных черт Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки Чтение сказки, ответы на вопро -сы, сопоставле -ние сказки народ-ной и литератур -ной, выявление общих и отличи -тельных черт Составление таблицы «Сходство и различие рус-ской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка. Сказочные формулы волшебной сказки Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царев- ны со старушон- кой, описание объятого сном замка)    
22. Баллада В.А.Жуковского «Кубок» 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Чтение по ролям Баллада, ратник, латник Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).    
23. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопрсы. Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение Выразительное чтение Вереск, пикты, скотты Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).    
24. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: оценивать отно шение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение Эпитет, сравнение, метафора Подготовить рассказ об А.С.Пушкине(с. 91 - 92). Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня» (с. 92 - 93).    
25. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать историю рождения сюжета сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысле-ние сюжета, собы тий, характе ров, выборочный пере сказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и цари-цы-матери, вы-разительное чте- ние; установле- ние ассоциатив-ных связей с произведениями живописи Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов Инда, сочельник, ломлива, перст, полати Прочитать сказку (с. 95 - 112), Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)    
26. Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. 1 Урок развития речи Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаичес -кой? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме) Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь Конспект статьи учебника «Риф -ма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки.    
27. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: понимание роли сказки в жизни человека Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому Выразительное чтение, чтение по ролям, художест- венное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопос-тавление сказок со сходным сюжетом Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравни -тельная характеристика героев   Выучить наизусть отрывок из сказки.    
28. Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. 1 Урок развития речи Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина   Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»    
29. В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» 1 Урок внеклассного чтения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя, Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста Работа с иллю-страциями, восстановление деформировано- го текста, проверочная работа Проверочная работа   Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушки-на» (с. 117-118).    
30. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментирован -ное чтение Ответы на вопросы Псевдоним Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особен но его беспоко -ил…» (с. 120 - 138) Выписать непонятные слова и выраже -ния. Краткий пе- ресказ отрывка.    
31. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер Краткий пересказ, выразительное чтение Выразительное чтение Сюжет, сюжет-ная линия, причудливый сюжет, репро-дуктивный, воспроизводящий, нрав Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 143 - 148)    
32. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопро- сы; устное словес- ное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстра цией Выразительное чтение, самостоятель ная работа с текстом. Аргумен тированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историичес кую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?» Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотво- рение (с. 151 - 154    
33. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий Работа над словарем нрав-ственных понятий (патриот, патрио-тизм, героизм), наблюдение над речью рассказчи- ка; устное словес ное рисование портретов участ-ников диалога, выразительное чтение; комменти- рование художест венного произведения, составление текста с иллюстрациями художников Устное словес ное рисование, комментирова- ние художест -венного текста. Чтение и осмыс- ление материа- ла рубрики «Поразмышля -ем над прочитан ным». Письменный ответ на один из во-просов: 1. В чем заключает -ся основная мысль стихотворения? 2. Каким предста ет перед нами защитник Роди-ны? Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»    
34. Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопро -сы, составление плана повести; составлние таб -лицы «Язык повес ти», установле -ние ассоциати -вных связей с иллюстрациями художников; чте-ние по ролям Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести Юмор, сатира, лирика Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произве- дения (с. 158 - 169), пересказ    
35. Реальное и фантастическое в сюжете повести 1 Урок чтения и обсуждения произведения Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказы -вать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное Пересказ были -чек, легенд, преда ний, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произ-ведениями жи-вописи; анализ языка повести Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?   Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»    
36. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 Урок – презента-ция Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями Устные фантас -тические рассказы. Выпи- сать слова и вы- ра жения, пере -дающие колорит народ ной речи. Пересказ смеш ных эпизодов из повести «Май-ская ночь, или Утоплен-ница» Тип речи - повествование Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове (с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочи- тать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (с. 172 - 175).    
37. Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века 1 Урок контроля Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. Выбор ответа в тестовых заданиях Тест        
38. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы Выразительное чтение Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэ- мы «Мороз, Красный нос». Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)    
39. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» 1 Урок - практикум Личностные: знать содержание стихотворения Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями Осмысление характеров геро ев, ответы на -вопросы; выра -зительное чтение, устное словесное рисование, чте-ние по ролям; комментирование художественного текста, установле ние ассоциатив- ных связей с произведениями живописи Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе (с. 188 - 189), подготовить рассказ о писа -теле. Прочитать рассказ (с.189 - 206)    
40. И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». 1 Урок чтения и изучения произведения Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысле -ние сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установле-ние ассоциатив -ных связей с про- изведениями жи-вописи Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостниче -ство Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)    
41. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение 1  

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал