![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и метод Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости " вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. Сущее в основе своей есть мысль: “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно". Разумное развитие мира - основная тема гегелевской философии. Понимание любого объекта нашего внимания даётся исключительно в аспекте его происхождения и развития. Всё мировое развитие в основе своей обусловлено развитием абсолютной идеи. 1). Логика - научно-теоретическое самосознание абс идеи. Абсолютная идея раскрывается в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, становления, качества, количества, меры - и кончая конкретными, т.е. многообразно определёнными понятиями - действительности, механизма, химизма, организма. Каждое понятие предполагает наличие собственной противоположности. Противоречие - подлинная почва и стихия мышления. Мышление способно выявляемые противоречия разрешить и это разрешение есть не что иное как переход к новому понятию (категории). Противоречие - подлинная причина всякого движения и развития. Процесс развития принимает форму трёхтактного движения: превая ступень - тезис, вторая - антитезис, третья - синтез. 2). Философия природы. Здесь логические категории представлены в формах природных процессов и образований. Всё сущностное содержание абсолютной идеи развернулось в пространстве под чуждой ему материальной оболочкой. 3). Философия духа. Учение о субъективном духе (его предмет - феноменология, антропология и психология человека, объективном духе (право (бурж. Право), мораль и нравственность (ступени объективации - семья, гражданское общество и государство(Прусская монархия)), абсолютном духе (искусство, религия (лютеранство), философия (философия Гегеля)). Философия Гегеля явилась завершением всего предшествующего развития не только в сфере собственно философской, но и в историческом смысле, так как Дух осознал самого себы как единственно сущее, как начало и конец всего. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.
|