Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2:Мир образов камерной и симфонической музыки – 15 часов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления.
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Обобщение по теме: «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Примерный перечень музыкального материала
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония № 4(2-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 2(«Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3(«Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. В.-А. Моцарт.
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Д. Кабалевский.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Итоговое обобщение и повторение – 1 час.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Календарно-тематическое планирование.
Тема раздела (кол-во часов)
| № урока
| Тема урока
| Планируемые результаты обучения
| Формы контроля
| Темы уроков контроля
| Сроки
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки
(19 часов)
| 1/1
| Удивительный мир музыкальных образов.
| Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
| Текущий
|
| 02.09.15
| 2/2
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
| Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.
| Текущий
|
| 09.09.15
| 3/3
| Два музыкальных посвящения.
| Знать/понимать: что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
| Текущий
|
| 16.09.15
| 4/4
| Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.
| Текущий
|
| 23.09.15
| 5/5
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
| Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
| Тематический
|
| 30.09.15
| 6/6
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто. Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
| Текущий
|
| 07.10.15
| 7/7
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
| Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных). Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.
| Текущий
|
| 14.10.15
| 8/8
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
| Текущий
|
| 21.10.15
| 9/9
| Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада. Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.
| Текущий
|
| 28.10.15
|
| 10/10
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.
| Текущий
|
| 11.11.15
| 11/11
| Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
| Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная.
| Текущий
|
| 18.11.15
| 12/12
| «Фрески Софии Киевской»
| Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
| Текущий
|
| 25.11.15
| 13/13
| «Перезвоны». Молитва.
| Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
| Текущий
|
| 02.12.15
| 14/14
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: токката, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
| Текущий
|
| 09.12.15
| 15/15
| Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: фуга, полифония, хорал. Знать имена зарубежных композиторов и их произведения. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
| Текущий
|
| 16.12.15
| 16/16
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
| Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К. Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.
| Текущий
|
| 23.12.15
|
| 17/17
| Авторская песня: прошлое и настоящее.
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А. Городницкий. Историю развития авторской песни.Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
| Текущий
|
| 13.01.16
|
| 18/18
| Джаз – искусство 20 века.
| Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
| Тематический
|
| 20.01.16
|
| 19/19
| Обобщение по теме: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
| Знать/понимать: взаимодействие образов и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
| Тематический
| «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
| 27.01.16
| Музыка и изобразительное искусство
(15 часов)
| 20/1
| Вечные темы искусства и жизни.
| Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
| Текущий
|
| 03.02.16
| 21/2
| Образы камерной музыки.
| Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация. Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
| Текущий
|
| 10.02.16
| 22/3
| Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
| Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
| Текущий
|
| 17.02.16
| 23/4
| Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
| Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
| Текущий
|
| 24.02.16
| 24/5
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
| Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
| Текущий
|
| 02.03.16
| 25/6
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
| Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.
| Текущий
|
| 09.03.16
| 26/7
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
| Текущий
|
| 09.03.16
| 27/8
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.
Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
| Текущий
|
| 16.03.16
| 28/9
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| Текущий
|
| 06.04.16
| 29/10
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.
| Тематический
|
| 13.04.16
| 30/11
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности
| Текущий
|
| 20.04.16
| 31/12
| Мир музыкального театра.
| Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений.
Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
| Текущий
|
| 27.04.16
| 32/13
| Мир музыкального театра.
| Текущий
|
| 04.05.16
|
| 33/14
| Образы киномузыки.
| Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,
Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.
| Текущий
|
| 11.05.16
|
| 34/15
| Обобщение по теме: «Музыка и изобразительное искусство».
| Знать/понимать: взаимодействие образов и камерной и симфонической музыки, их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни.
| Тематический
| «Музыка и изобразительное искусство».
| 18.05.16
| Итоговое обобщение и повторение
(1 час)
| 35/1
| Итоговое общение по курсу: «Музыка. 6 класс»
| Знать/понимать: основной материал; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.
| Итоговый
|
| 25.05.16
|
|