Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. Лес стоял темный...молчаливый,... главные певцы улетели. /Д. Мамин-Сибиряк/ 2.... мы обогнули осинник, чудное зрелище поразило мои глаза. /Арсеньев/ 3. Недруг поддакивает,... друг спорит. /Пословица/ 4. Хороша земля,... рук не жалеть. /Л. Ошанин/ 5.... пан,... пропал. /Пословица/ IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания. 1. И весело, и величаво поднимается могучее светило. /И. Тургенев/ 2. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. /Н. Гоголь/ 3. Мечик не оглядывался и не слышал погони. /А. Фадеев/ 4. Вскоре после восхода набежала тучка и брызнул короткий дождь. /М. Пришвин/ Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала простое предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые! Около цирка собирается толпа и.... YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие: а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения. Необходимо заранее думать о будущей профессии... /когда? почему/ при каком условии? /. YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ. 1. Ильюша сидел рядом с Костей и все так/же/ напряженно хмурился. /И. Тургенев/ 2. Дней через пять мы с отцом пришли на то/же / место./И. Тургенев/ 3. Справа горы, слева то/же/ горы./А, Твардовский/ 4. От внешней стены нашего помещения не осталось и следа. Весь верх так/же / снесло. /А. Беляев/ YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами. 1. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За/то/, что хвалит он Кукушку. /И. Крылов/ 2. Песня над домом смолкла, за/то/ над прудом соловей заводил свою. /В. Короленко/ 3. Если хочешь, что/бы/ дело было сделано хорошо, делай его сам. /Пословица/ 4. Трудно даже представить, что/бы/ со мною случилось, если бы пароход опоздал. /А. Грин/ IХ. К какой части речи относится слово ПУСКАЙ в предложениях? Поясните свою точку зрения. 1. Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху. /А. Пушкин/ 2. Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. /М. Горький/ ИЛИ
Контрольная работа по теме «Союз как служебная часть речи»
|