Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.






1. Лес стоял темный...молчаливый,... главные певцы улетели. /Д. Мамин-Сибиряк/

2.... мы обогнули осинник, чудное зрелище поразило мои глаза. /Арсеньев/

3. Недруг поддакивает,... друг спорит. /Пословица/

4. Хороша земля,... рук не жалеть. /Л. Ошанин/ 5.... пан,... пропал. /Пословица/

IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.

1. И весело, и величаво поднимается могучее светило. /И. Тургенев/

2. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. /Н. Гоголь/

3. Мечик не оглядывался и не слышал погони. /А. Фадеев/

4. Вскоре после восхода набежала тучка и брызнул короткий дождь. /М. Пришвин/

Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала простое предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!

Около цирка собирается толпа и....

YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:

а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения.

Необходимо заранее думать о будущей профессии... /когда? почему/ при каком условии? /.

YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.

1. Ильюша сидел рядом с Костей и все так/же/ напряженно хмурился. /И. Тургенев/

2. Дней через пять мы с отцом пришли на то/же / место./И. Тургенев/

3. Справа горы, слева то/же/ горы./А, Твардовский/

4. От внешней стены нашего помещения не осталось и следа. Весь верх так/же / снесло. /А. Беляев/

YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.

1. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За/то/, что хвалит он Кукушку. /И. Крылов/

2. Песня над домом смолкла, за/то/ над прудом соловей заводил свою. /В. Короленко/

3. Если хочешь, что/бы/ дело было сделано хорошо, делай его сам. /Пословица/

4. Трудно даже представить, что/бы/ со мною случилось, если бы пароход опоздал. /А. Грин/

IХ. К какой части речи относится слово ПУСКАЙ в предложениях? Поясните свою точку зрения.

1. Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху. /А. Пушкин/

2. Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. /М. Горький/

ИЛИ

 

Контрольная работа по теме «Союз как служебная часть речи»

1.Выполните тестовые задания. 1.В предложении: Князь Игорь и Ольга на холме сидят. союз связывает: А. однородные члены предложения Б. части сложносочинённого предложения В. части сложноподчинённого предложения 2.В предложении: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. употреблён союз: А. соединительный Б. разделительный В. противительный 3.Укажите разряд подчинительного союза в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костёр побольше дров. А. целевой Б. причинный В. временной 4. Какой по значению сочинительный союз употреблён в пословице: Мал ёрш, да колюч. А. соединительный Б. разделительный В. противительный 5. Определите значение подчинительного союза: Надя почувствовала, что она тут лишняя. А. Причинный Б. Условный В. Изъяснительный 6. Найдите предложение с условным союзом: А. Если выучишь все формулы, то решишь задачу. Б. Чтобы тренировать память, нужно много учить наизусть. В. Хотя погода стояла тёплая, в поход мы не пошли. 7. Укажите предложение с соединительным союзом: А. Не то погода нелётная, не то он просто отказался от поездки. Б. Она не только красива, но и умна не по годам. В. Он хочет прийти, но не решается сказать об этом. 8. Найдите предложение с противительным союзом: А. Ты или не понимаешь этого, или не хочешь понять. Б. Я тоже решил поступать в университет. В. Все твердили ему о его таланте, он же сам не верил в свои способности. 9. Укажите СПП: А. Моя сестра врач, я тоже хочу стать врачом. Б. Мы не знали, где находится озеро. В. Увидев лебедей, мы замерли от восхищения. 10. Найдите СПП с союзным словом. А. Я прочитал письмо, которое получил накануне. Б. Вечер был холодным, так что пришлось одеваться потеплее. В. Мы все понимаем, что без леса нам не обойтись. 11. Придаточное стоит перед главным: А. Я огорчился, что брат не смог приехать. Б. Мы встали, когда было уже светло. В. Хотя стоял туман, было тепло и тихо. 2.Спишите, раскрывая скобки и обозначая союзы. 1)Серёжа выполнил задание, я то(же) его сделал. 2)Мы делали то(же) упражнение, что и Серёжа. 3)Что(бы) мне рассказать вам интересное? 4)Родители просили, что(бы) мы были осторожнее в походе. 5)Ты долго трудился, за(то) получил премию. 6)Моего друга хвалили за(то), что он хорошо выполнил задание. 7)Так(же), как и вчера, на площади шумели люди. 8)Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.   3.Сделайте полный синтаксический разбор предложений: 1)Стеклянная дверь была плотно закрыта, чтобы из сада не доносился запах цветущей сирени. 2)Песня за домом внезапно смолкла, зато над прудом вдруг запел свою трель соловей.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал