Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 5
Ответ. Прежде всего можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга. Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост (0, 5 балла). Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли (0, 5 балла). Растение может выделять в почву корневые яды - колины, мешающие росту других растений (0, 5 балла). Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид. Однако такого рода химические взаимодействия характерны, главным образом, для эволюционно несопряженных видов растений, происходящих из разных сообществ. Растение может изменить состав почвы (0, 5балла). Например, опавшие иглы ели приводят к повышению кислотности почвы, делая ее непригодной для роста лип и вязов. При заболачивании лесов мхом сфагнумом меняются все свойства почвы, что приводит к вытеснению практически всех растений сфагнумом. Еще один путь вытеснения - лучшее привлечение опылителей за счет более сильного запаха, больших запасов нектара (0, 5 балла). К этому близко образование большого числа семян или плодов, лучшая их защищенность, более надежное прорастание (0, 5 балла). Один из видов может вытеснить другой, если первый более устойчив к вредителям (0, 5 балла). Из двух видов в сообществе может сохраниться только один при появлении в сообществе достаточно активного фитофага с избирательным питанием. Наконец, один из видов может вытеснить ряд других, когда нарушается экологическое равновесие системы за счет появления в ней нового вида, не имеющего в данном сообществе естественных врагов, которые регулируют численность других растений (0, 5 балла). Классический пример такого " биологического взрыва" - опунция в Австралии. Олимпиада по биологии (второй вариант) за 10 класс с ответами Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один - верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его. (Количество баллов – 10). 1. Возраст некоторых деревьев может быть определен по годичным кольцам, которые представляют ежегодный прирост: а – первичных флоэмы и ксилемы; б – вторичных флоэмы и ксилемы; в – только вторичной флоэмы; г – только вторичной ксилемы. 2. На свету зеленые растения выделяют кислород, который образуется в результате: а – разложения CO2; б – фотолиза Н2О; в – фотодыхания; г – две из вышеупомянутых возможностей могут быть правильными при различных обстоятельствах. 3. Простейшая рефлекторная дуга у человека, состоящая из двух нейронов: а – начинается от сухожильных рецепторов Гольджи и активизируется при растяжении сухожилия; б – начинается от мышечных веретен, включает в себя a-мотонейроны и активизируется при растяжении мышцы; в – начинается от сухожильных рецепторов Гольджи и активизируется при сокращении мышцы; г – начинается от мышечных веретен, активизируется при сокращении мышцы и включает в себя g-мотонейроны. 4. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии получают из организма растения: а – растворенный азот; б – растворенный кислород; в – нитраты; г – органические вещества. 5. Во время бега в мышцах спортсмена накапливается кислородный долг. В период отдыха в его мышцах будет наиболее выражен процесс: а – преобразования пирувата в молочную кислоту; б – преобразования молочной кислоты в пируват; в – выведения молочной кислоты из мышц и утилизация ее в печени и в сердце; г – гликолиз. 6. Борьба организма с раковыми клетками осуществляется: а – лимфоцитами; в – нейтрофилами; б – базофилами; г – эозинофилами. 7. Гуморальный иммунитет связан с: а – моноцитами; б – базофилами; в – нейтрофилами; г – В-лимфоцитами. 8. Специфический клеточный иммунитет связан с: а – Т-лимфоцитами; б – В-лимфоцитами; в – нейтрофилами; г – эозинофилами. 9. Общее содержание гемоглобина в крови взрослого человека составляет: а – больше ста граммов; б – десятки граммов; в – несколько граммов; г – несколько сотен миллиграммов. 10. При гипофункции коры надпочечников развивается: а – болезнь Кушинга; б – аддисонова болезнь; в – акромегалия; г – сахарный диабет. Задание 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. (Количество баллов – 10). 1. Гемералопия (неспособность видеть при слабом освещении) вызывается рецессивным геном, локализованным в х-хромосоме. У здоровых супругов родился ребенок с этой болезнью. Решите, возможно ли было такое рождение и какова его вероятность: а – это практически невозможно; б – четверть всех детей могут быть больны; в – половина всех детей могут быть больны; г – могут быть больны все мальчики; д – может быть больна половина мальчиков. 2. Для всех живых организмов характерны: а – структурированность; б – полная симметрия; в – обмен веществ; г – раздражимость; д – размножение. 3. Утверждения, касающиеся строения остеокластов неверны: а – остеокласты – постоянно присутствующие и основные элементы костной ткани; б – крупная многоядерная клетка с оксифильной цитоплазмой; в – цитоплазме много лизосом, хорошо развит комплекс Гольджи; г – основная функция – выработка межклеточного вещества; д – образуются из остеобластов. 4. Правильны следующие высказывания: а – зрелые эритроциты не имеют ядра; б – зрелые эритроциты утрачивают ядра в сосудах печени; в – у взрослых людей эритроциты содержат два вида гемоглобина: НbА и НbF; г – эритроцит с диаметром менее 6 мкм называется микроцитом, а более 9–12 мкм – макроцитом; д – основная часть эритроцитов у взрослого человека – это сфероциты и эхиноциты. 5. Биоэлектрический потенциал на клеточной мембране в состоянии покоя является следствием: а – высокой проницаемости мембраны для ионов К+; б – разности концентрации ионов Na+ и К+ в клетке и в межклеточной жидкости; в – только разности концентраций ионов Na+; г – только разности концентраций ионов К+; д – работы Na-К-насоса. Задание 3. Почему в природе чаще встречаются гибриды между различными видами растений, чем между различными видами животных?. (Количество баллов – 4) Задание 4. Какими могут быть физиологические механизмы действия ядов на организм животных? Приведите примеры реально существующих ядов с таким действием.. (Количество баллов – 5) Задание 5. Бытует мнение, что два вида, находящиеся в одной экологической нише, остро конкурируют, так что один из них неизбежно вытесняется. Почему же мы часто видим, что два вида (близких) живут в одной местности, казалось бы в одних и тех же условиях?. (Количество баллов – 9) Ответы
|