Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры корпоративного управления






Структура управления для ее успешного функционирования должна быть основана на четком распределении компетенции каждого элемента (органа управления), понятных и прозрачных процедурах принятия решений (обсуждения и голосования), правилах соподчиненности решений различных органов. Все эти требования закреплены в законодательстве. Они могут конкретизироваться в учредительных и внутренних документах акционерных обществ, а также в локальных нормативных актах, регулирующих трудовые отношения.

Процедуры управления обеспечивают принятие управленческих решений. Им следует уделять самое серьезное внимание, так как в процедурах управления проявляется влияние различных заинтересованных лиц на деятельность энергокомпании.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» принятие решений по вопросам деятельности общества распределено между органами управления общества. Компетенция и процедура принятия решений общим собранием акционеров закреплена в гл. 7 Закона, а также дополнительно регулируется постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Внутренним документом общества может быть определен порядок созыва, подготовки, проведения, подведения итогов общего собрания акционеров в части, не урегулированной законодательством и уставом общества.

Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании. Однако, имеются следующие определенные исключения:

· решения по определенным законом вопросам должны приниматься только тремя четвертями голосов акционеров;

· решения по определенным законом вопросам должны приниматься только по предложению совета директоров общества.

Компетенцию общего собрания акционеров составляет исчерпывающий круг вопросов, которые не могут быть переданы на решение иных органов управления. Общее собрание, даже имея статус высшего органа управления обществом, не имеет права принимать к своему рассмотрению вопросы, не отнесенные к его компетенции. Говоря о закрытом характере компетенции общего собрания акционеров, отметим, что согласно пониманию, выработанному судебной практикой, к числу вопросов, которые вправе рассматривать этот орган управления, относятся не только вопросы, непосредственно указанные в Федеральном законе «Об акционерных обществах», но и вопросы, указанные иными федеральными законами (даже если они не входят в перечень, установленный ФЗ «Об акционерных обществах»).

Из комплекса вопросов управления акционерным обществом общее собрание акционеров решает наиболее важные вопросы функционирования энергокомпании. К ним относятся: реорганизация и ликвидация; утверждение устава и внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля; формирование органов управления и контроля; выплата органам управления и контроля вознаграждения; одобрение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; назначение аудитора; уменьшение и увеличение уставного капитала; определение количества, номинальной стоимости категории акций и прав, предоставляемых этими акциями; определение порядка ведения общего собрания акционеров; избрание счетной комиссии; приобретение акций общества в предусмотренных законом случаях; утверждение годового отчета и годовой отчетности и, наконец, распределение прибыли.

Как видно из представленного выше перечня, специфика энергетики как отрасли наименее всего сказывается в деятельности общего собрания акционеров энергокомпании как органа управления: компетенция его строго ограничена законом и состоит в принятии наиболее важных решений, которые должны приниматься любым акционерным обществом вне зависимости от отрасли, в которой оно осуществляет свою деятельность.

Компетенция и процедура принятия решений советом директоров общества закреплена в Федеральном законе «Об акционерных обществах» и детализируется во внутренних документах общества. Решения на заседании совета директоров принимаются большинством голосов членов совета директоров, принимающих участие в заседании, если законом, уставом или внутренними документами общества не определено иное. При решении вопросов на заседании совета директоров каждый член совета директоров обладает одним голосом. Уставом может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета директоров в случае равенства голосов.

Совет директоров (в отличие от общего собрания акционеров) не ограничен в своей компетенции тем перечнем вопросов, которые отнесены законодательством к его исключительной компетенции. Законодатель, предоставляя общему собранию акционеров право относить к компетенции совета директоров любые вопросы, не отнесенные к компетенции общего собрания и исполнительных органов, открывает возможности компоновать компетенцию совета директоров в зависимости от выбранной модели управления и потребностей общества.

Говоря о порядке принятия решений общим собранием акционеров и советом директоров, необходимо отметить, что в компаниях, акции которых находятся в собственности государства, права акционера от имени государства осуществляет специально уполномоченный орган государственного управления (в настоящее время — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). Его деятельность по управлению регулируется как федеральными законами, так и иными нормативными актами. Эту специфику необходимо понимать в связи с тем, что государство в настоящее время является и в будущем останется одним из крупнейших собственников энергокомпаний.

Позиция государства как акционера по вопросам повесток дня общего собрания акционеров и заседания совета директоров отражается в письменных директивах, выдаваемых уполномоченным государственным органом для голосования представителей государства на общем собрании акционеров и заседании совета директоров компании. А по наиболее значимым вопросам (а также в отношении обществ, входящих в специальный перечень) директивы для голосования утверждаются Правительством Российской Федерации в лице либо его Председателя, либо уполномоченного им заместителя в соответствии с утвержденным распределением полномочий*.

Все представители интересов государства в совете директоров обязаны голосовать на заседаниях совета директоров только на основании указанных директив**. Для подготовки позиции государства обеспечивается предварительное согласование директив с уполномоченными федеральными министерствами. Это позволяет сформировать консолидированную позицию государства по тому или иному вопросу повестки дня общего собрания акционеров или заседания совета директоров.

Сходная практика реализации прав участника (акционера) посредством выдачи письменных указаний своим представителям в органах управления организаций различных организационно-правовых форм широко применяется и при управлении дочерними и зависимыми обществами (ДЗО) в крупных холдинговых компаниях, в иных организациях, которые имеют в собственности пакеты акций (доли участия) различных юридических лиц. В особо крупных холдингах, как например ОАО РАО «ЕЭС России», аналогичная схема применяется и на уровень ниже – во «внучатых» зависимых обществах (ВЗО), акции которых принадлежат головному обществу не напрямую, а через ДЗО. Такие холдинги (организации) осуществляют управление своими дочерними и зависимыми обществами через своих представителей в органах управления и контроля, которые участвуют в работе таких органов (принимают участие в заседании (собрании), голосуют по вопросам повесток дня) в соответствии позицией акционера, которая формулируется в поручении (итоговом поручении, директиве, указании, или ином документе с похожим названием), формируемым компанией. Такое поручение, которое мы далее будем именовать, исходя из практики работы энергокомпаний «итоговым поручением», содержит указания представителю о порядке участия в работе органа управления и характере голосования по каждому из вопросов повестки дня.

Механизм выдачи государством директив (как и применяемый иными организациями механизм выдачи поручений своим представителям) как инструмент защиты своих прав и законных интересов как акционера, в том или ином виде успешно применяется во многих российских энергокомпаниях (иногда его дополняют механизмом согласительных совещаний, совещания представителей одного акционера в одном органе управления, активным участием комитетов и комиссий, сформированных при советах директоров). Его основная цель — построить эффективную систему корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами. Это позволяет обеспечить контроль за решениями, принимаемыми органами управления таких обществ. Цели такого (жестко централизованного) корпоративного управления:

· обеспечение управляемости акционерных обществ с учетом требований законодательства об акционерных обществах;

· обеспечение принятия органами управления акционерных обществ решений, соответствующих интересам головной компании.

Позиция энергокомпании (ее представителей) формируется на основании решений ее совета директоров, решений правления, приказов, распоряжений, внутренних документов и находит свое отражение в итоговом поручении, выдаваемом представителю общества для голосования по вопросам повесток дня.

Итоговые поручения формируются подразделением, ответственным за выдачу итогового поручения на основании рекомендаций подразделений энергокомпании в рамках их компетенции установленной организационно-распорядительными документами. В зависимости от особенностей организационной структуры такие рекомендации могут выступать в форме поручений, экспертных заключений и заключений. Такой порядок формирования позиции представителей использовался, в частности, в ОАО «РАО «ЕЭС России» (а в настоящее время используется в иных энергокомпаниях)

Представители обязаны голосовать в строгом соответствии с итоговым поручением. Использованием данной (кажущейся довольно сложной на первый взгляд) процедуры достигается цель максимальной проработки позиции энергокомпании как акционера.

Использование механизма выдачи итогового поручения не означает того, что представитель не участвует активно в заседании (собрании) органа управления. Практика энергокомпаний, особенно в случае привлечения независимых директоров, допускает различные варианты указаний представителю, в том числе, допускающие и возможность формирования им позиции по определенным вопросам самостоятельно с учетом хода обсуждения того или иного вопроса. В некоторых случаях итоговое поручение может содержать положения исключительно рекомендательного, поясняющего характера, которые представитель может (но не обязан) учитывать в своей деятельности. Отметим, что в практике корпоративного управления ОАО «РАО «ЕЭС России» предусматривались не только указанные случаи, но и ситуации, когда активную роль в изменении ранее выданного итогового поручения выполняя председатель совета директоров энергокомпании. В этих случаях «запускался» механизм изменения (корректировки) ранее выданного итогового поручения или применялись иные механизмы.

Таким образом, многое зависит от содержания итогового поручения.

Итоговое поручение обычно (с учетом сложившейся практики работы энергокомпаний) содержит:

· порядок участия в работе органа управления акционерного общества (принимать или не принимать участие в голосовании по вопросам повестки дня);

· характер голосования по каждому из вопросов повестки дня;

· порядок голосования (голосовать «за», «против» или «воздержался») по вопросам повестки дня, по которым голосование осуществляется строго в соответствии с позицией энергокомпании (т.е. без возможности представителю изменить позицию по итогам обсуждения);

· позицию общества по вопросам, включенным в повестку дня (по вопросам повестки дня, по которым голосование осуществляется строго в соответствии с позицией энергокомпании);

· информацию о том, по каким вопросам повестки дня заседания (собрания) органа управления акционерным обществом, итоговое поручение было сформировано на основании поручений и экспертных заключений с их приложением;

· информацию о том, по каким вопросам повестки дня заседания (собрания) органа управления акционерного общества, позиция была выработана в результате процедуры снятия разногласий между различными подразделениями энергокомпании.

Компетенция исполнительных органов акционерного общества является остаточной по отношению к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров. Если в обществе создан коллегиальный исполнительный орган, его компетенция должна быть закреплена в уставе, а компетенция единоличного исполнительного органа будет остаточной по отношению к компетенции общего собрания акционеров, совета директоров и коллегиального исполнительного органа. Принцип остаточности компетенции означает: орган, обладающий такой компетенцией, вправе принимать решения по всем вопросам, которые прямо законодательством, уставом и внутренними документами не отнесены к компетенции иных органов управления.

Порядок принятия решений коллегиальным исполнительным органом сходен с порядком принятия решений советом директоров — лица, входящие в состав коллегиального исполнительного органа осуществляют голосование по вопросам компетенции органа. Решение считается принятым, если за него проголосовало оговоренное внутренними документами общества большинство.

Единоличный исполнительный орган принимает решения в пределах своей компетенции самостоятельно, руководствуясь собственным пониманием эффективности и рациональности таких решений.

Права и обязанности исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа определяются законодательством, уставом акционерного общества и договором с обществом. Полномочия указанных лиц подтверждаются решением об их назначении на соответствующие должности.

Трудовая деятельность единоличного исполнительного органа регулируется нормами ТК Российской Федерации в части, не противоречащей ФЗ «Об акционерных обществах».

Эффективность деятельности исполнительных органов определяется:

· эффективностью организационной структуры;

· достижением определенных поставленных акционерами и советом директоров показателей, на которые обычно замыкается и система мотивации.

Организационная структура — это то, что обеспечивает выполнение функций исполнительного органа. Соответственно, по общему правилу, вопросы ее формирования и изменения относятся к компетенции самого исполнительного органа. Однако в ряде случаев владельцы компании (акционеры) предпочитают передавать решение этого вопроса в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). Организационные структуры большинства энергокомпаний утверждаются с согласия совета директоров.

Еще одним механизмом повышения эффективности является система ключевых показателей эффективности — система взаимоувязанных интегрированных показателей деятельности организации, структурного подразделения, конкретного должностного лица, отражающих выполнение поставленных (организации, структурному подразделению, конкретному должностному лицу) целей на данный период времени.

Система ключевых показателей должна быть ориентирована на стратегию компании, а каждый конкретный показатель должен отражать промежуточный результат достижения стратегических задач. Система ключевых показателей эффективности обеспечивает менеджменту (вышестоящему органу) обратную связь, без которой вероятность выработки эффективных стратегических решений существенно ниже.

В качестве основных принципов системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) можно выделить:

· ограниченность числа КПЭ — количество КПЭ для каждого элемента структуры должно быть не больше зафиксированного числа, что позволяет четко расставить цели и управленческие приоритеты в срочной перспективе;

· сбалансированность и целостность — КПЭ пронизывают всю структуру и оценивают операционную и финансово-экономическую эффективность деятельности и другие наиболее важные стороны функционирования компании;

· верифицируемость — выполнение КПЭ для целей оценки должно быть очевидным — либо иметь цифровое выражение, либо соответствовать одной из двух оценок «да» или «нет»;

· ориентация на стратегические цели — КПЭ и их значения должны влиять на достижение долгосрочных стратегических целей компании, т.е. КПЭ должен являться промежуточным (возможно косвенным) результатом достижения таких целей;

· индивидуальность — значения КПЭ устанавливаются индивидуально для каждого элемента управления;

· мотивация — система КПЭ является основой системы мотивации персонала и руководства компании.

В мировой практике принято сопоставлять эффективность и соответствие качества корпоративного управления интересам акционеров в различных компаниях (как по отраслевому признаку, так и в целом). Такое сопоставление лучших практик корпоративного управления осуществляется различными рейтинговыми агентствами и исследовательскими организациями. Обобщение лучших методик корпоративного управления содержится как в многочисленных и доступных результатах исследований, так и в сравнительных характеристиках и рейтингах корпоративного управления различных рейтинговых агентств.

Изучение и заимствование опыта уже существующих методик корпоративного управления при построении модели управления — неизбежная тенденция в работе энергокомпаний.

Выше рассмотрены процедуры управления при стабильной финансовой ситуации. Однако при применении к энергокомпании процедур несостоятельности (банкротства) меняется как структура управления, так и его процедуры. В рамках настоящей работы нет возможности детально останавливаться на процедурах банкротства, поэтому отметим только самые общие положения.

В случае применения процедур несостоятельности (банкротства) формируемые судом и кредиторами органы, такие как: собрание кредиторов и комитет кредиторов [см. раздел 9.1.2];

временный управляющий, который функционирует на этапе наблюдения и осуществляет анализ финансового состояния должника, выявляет кредиторов, ведет реестр их требований, созывает и проводит первое собрание кредиторов, выполняет другие функции;

административный управляющий, действующий на этапе финансового оздоровления и осуществляет ведение реестра кредиторов, рассматривает отчеты о выполнении плана финансового оздоровления, контролирует исполнение обществом требований кредиторов и исполнение плана финансового оздоровления, выполняет другие функции;

внешний управляющий, который функционирует на этапе внешнего управления и осуществляет инвентаризацию имущества, ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности, разработку и реализацию плана внешнего управлении и его предоставление собранию кредиторов, взыскание дебиторской задолженности перед обществом, выполняет другие функции;

конкурсный управляющий функционирующий на этапе конкурсного производства и осуществляет инвентаризацию имущества, привлечение оценщика, уведомляет работников должника о предстоящем увольнении, ведет реестр кредиторов, представляет собранию кредиторов предложения по продаже имущества и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал