Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная организация бюджетирования
Организация бюджетирования ДПН базируется на «Стандарте управления движением потоков наличности энергокомпаний, подведомственных ОАО РАО «ЕЭС России». На основе этого стандарта в энергокомпаниях бывшего холдинга РАО «ЕЭС России» были утверждены внутренние положения по управлению ДПН ДЗО (далее — Положение). Данный документ устанавливает: порядок и сроки формирования бюджета ДПН и отчета о его исполнении; другие вспомогательные управленческие формы; лиц, ответственных за формирование и исполнение указанных документов. Бюджет ДПН — бюджетная форма оперативного планирования, в которой отражены доходы и расходы энергопредприятия. ДПН — документ, отображающий образование и расходование фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций ДЗО, составляемый по утвержденной Положением форме. Бюджет ДПН и отчет о его исполнении формируются на квартал (далее — планируемый период) с распределением (разнесением) по месяцам. Информация, содержащаяся в утвержденных ДПН и отчетах об их исполнении, конфиденциальная, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, уставом общества и Положением. При формировании ДПН должен соблюдаться принцип его сбалансированности по доходам и расходам, т.е. расходная часть ДПН должна быть равной доходной части. Формы ДПН универсальны для всех энергопредприятий России, и базируются на едином классификаторе статей бюджетной классификации. Принцип унификации форм позволяет решить следующие задачи: · автоматизированного сбора информации и ее обработки; · сопоставимости данных; · оперативного управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью энергопредприятия со стороны материнской компании. Статья бюджета ДПН — его это составная часть, по которой осуществляются планирование и учет хозяйственных операций одного типа (одного целевого назначения). Постатейный бюджет предусматривает ограничение (лимитирование) по каждой отдельной статье расходов и обусловливает возможность переноса средств в другую статью принятием управленческих решений на разных уровнях (от руководителя структурного подразделения до совета директоров энергокомпании). Классификатор статей бюджета ДПН охватывает собой все возможные доходы и расходы энергопредприятия. Укрупненная структура формы бюджета ДПН приведена на рис. 10.3.1.
Рис. 10.3.1. Форма бюджета ДПН
Операционная деятельность энергопредприятия связана с реализацией своих непосредственных функций, а также прочих экономических операций не связанных с основными видами деятельности (см. 4.1.2). Инвестиционная деятельность подразумевает долгосрочные финансовые операции как по вложению средств, так и по их реализации (см. 4.1.3). Под финансовой деятельностью подразумевают операции, формирующие денежный поток, образуемый за счет привлечения новых источников капитала и увеличения процентных обязательств (см. 4.1.3). Приток от операционной деятельности энергопредприятия образуется из следующих подстатей: · продажи электроэнергии на розничном рынке; · продажи электроэнергии на оптовом рынке; · реализации тепловой энергии; · услуг по передаче тепловой энергии; · сетевых услуг; · доходов от прочих услуг или продукции основной деятельности; · доходов от прочих услуг или продукции неосновной деятельности; · прочих доходов. В зависимости от вида деятельности энергопредприятия — генерация, сетевые услуги или сбыт — в структуре бюджета доминирует та или иная статья основной деятельности. Приток от инвестиционной деятельности детализируется таким образом: · поступление средств от продажи основных средств и нематериальных активов; · возврат средств от долгосрочных финансовых вложений (продажа акций, предъявление векселей, возврат ранее выданных долгосрочных займов и т.д.). Приток средств от финансовой деятельности детализируется на: · получении долгосрочных кредитов и займов; · получении краткосрочных кредитов и займов; · возврате средств от краткосрочных финансовых вложений; ожидаемом возврате сумм, ранее уплаченных в счет выданных поручительств. На схеме рис. 10.3.2 приведена структура статей ДПН. Рис. 10.3.2. Структура статей ДПН
Степень детализации задается практической необходимостью и значимостью отражаемых данных для анализа. Минимальная необходимая степень детализации задается материнской компанией при установлении отчетных (передающихся в материнскую компанию) форм. Энергопредприятие самостоятельно может углубить детализацию статей по удобному ей признаку. Расходная часть бюджета ДПН (отток) содержит больше статей управленческого учета, что связано с необходимостью анализа целевого использования средств. Отток по инвестиционной деятельности по первому уровню детализируется таким образом: · инвестиции в основной капитал; · долгосрочные финансовые вложения; · нематериальные активы. Отток по финансовой деятельности по первому уровню: · краткосрочные кредиты и займы; · краткосрочные финансовые вложения; · дивидендные выплаты. Особое место в расходной части занимают контрольные показатели — защищенные статьи бюджетной и экономической классификации бюджета ДПН, расходы по которым осуществляются энергокомпанией в первостепенном порядке. Выполнение контрольных показателей ДЗО является механизмом реализации стратегии развития материнской компании. В 2007 г. стандартом ДПН ОАО РАО «ЕЭС России» был предусмотрен состав контрольных показателей, указанный в табл. 10.3.3. Обобщающий контрольный показатель «Выполнение обязательств по договорам с ОАО РАО «ЕЭС России» и решениям собраний акционеров» рассчитывался как сумма следующих показателей: · обслуживание кредитов ОАО РАО «ЕЭС России»; · погашение кредитов ОАО РАО «ЕЭС России»; · услуги по организации функционирования и развитию «ЕЭС России»; · арендная плата за объекты ОАО РАО «ЕЭС России»; · прочие обязательства по договорам с ОАО РАО «ЕЭС России»; · дивиденды по обязательствам перед ОАО РАО «ЕЭС России». Таблица 10.3.2 Перечень контрольных показателей
Состав контрольных показателей может меняться в зависимости от изменения задач, которые решает материнская компания путем их установления. В случае дефицитности бюджета для определения приоритетности платежей в энергетических компаниях бюджетирование ДПН позволяет производить ранжирование платежей по степени их приоритетности, например: · первая очередь — оплата труда с учетом единого социального налога (ЕСН), отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; · вторая очередь — финансирование обязательств перед кредитными учреждениями (приобретает высший приоритет в случае приближения договорного срока погашения кредита и (или) процентов по кредиту, а также сроков оплаты услуг банков согласно договорным условиям); · третья очередь — платежи по исполнительному производству; · четвертая очередь — финансирование затрат на топливо для производства энергии; · пятая очередь — расходы по содержанию центрального аппарата и структурных подразделений (услуги связи, арендная плата, материальные затраты, средства на страхование); · шестая очередь — расходы на ремонты, оплату услуг по заключенным контрактам, МТР, затраты на инвестиционную деятельность и др. Для адекватного выполнения функций бюджета ДПН энергопредприятия важное значение имеет детализация его расходной и доходной частей. Подробно детализированный состав статей бюджета ДПН позволяет в полной мере осуществлять бюджетное планирование операций, направленных на достижение целей деятельности предприятия. При этом создаются условия для стимулирования руководителей, а также реализуется контроль за текущей деятельностью по выполнению определенных программ и проектов. Анализ доходных и расходных статей бюджета ДПН позволяет оценивать эффективность отдельных направлений деятельности, а также осуществлять контроль за расходованием ресурсов через лимитирование расходов и корректировку отдельных статей бюджета. Применявшийся в холдинге ОАО РАО «ЕЭС России» многоуровневый классификатор статей бюджета позволял показывать бюджет ДПН энергопредприятия на любом уровне агрегирования информации или детализации в зависимости от группы пользователей. Обычно бюджет ДПН предоставляется в трех уровнях детализации: · первый (максимально агрегированный) — информация, которая представляется на рассмотрение правления и совета директоров энергокомпании; · второй — детализация информации первого уровня и представление показателей агрегированного бюджета в дополнительных разрезах информации, которая будет представляться на рассмотрение членов правления, платежной комиссии и заместителям председателя правления, а после утверждения — руководителям структурных подразделений энергокомпании; · третий (максимально детальный) — бюджет ДПН, представляемый и утверждаемый для конкретных подразделений энергопредприятия и передаваемый для исполнения в казначейство энергопредприятия. Исходные данные для бюджета ДПН формируются в подразделениях, отвечающих за точность, достоверность и своевременное предоставление информации для процесса бюджетного (финансового) планирования. Всем группам пользователей отдельные выписки из общего бюджета ДПН (отчеты информационно-аналитической системы) предоставляются в необходимых форматах, удобных для практического использования.
|